Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
Какая из указанных особенностей не имеет отношения к качественным методам исследования?- Проблематичность (гипотетичность) объяснения индивидуальных особенностей и различий, зарегистрированных у разных испытуемых.
- Высокая вероятность субъективизма при сборе и интерпретации полученных данных.
- Невозможность выделения причинно-следственных связей, которым подчиняются изучаемые явления.
- Сложность статистической обработки полученных результатов.
- Группа людей, которые являются объектом исследования и могут быть потенциальными испытуемыми.
- Те представители выборки, которые значительно выделяются среди всех остальных испытуемых по каким-либо психическим свойствам.
- Испытуемые, уравненные по существенным для исследования характеристикам в контрольной и экспериментальной группах.
- Группа людей, реально принимающих участие в исследовании, которая моделирует, представляет (репрезентирует) особенности популяции.
- На основе выдвижения предположений о возможных ненаблюдаемых причинах явлений планируются эмпирические исследования с целью верификации гипотез.
- Последовательно описываются свойства и характеристики уникальных, неповторяющихся явлений.
- На основе исследования множества явлений и регистрации фактов осуществляется их последующее обобщение по множеству оснований.
- Для описания и моделирования различных явлений постулируются и фиксируются умозрительные предметы в знаково-символической форме и разрабатываются правила их преобразования.
- Наличие закономерной (не случайной) связи в изменениях зависимой и независимой переменных (ковариация).
- Действие независимой переменной предшествует изменениям зависимой переменной.
- Отсутствие влияния на зависимую переменную побочных переменных.
- Действие побочной переменной предшествует изменениям зависимой переменной.
- Проводится с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными.
- Выявляются эмоциональные и мотивационные отношения испытуемых.
- Используются статистические методы анализа различий, зарегистрированных в разных группах испытуемых.
- Проводится с целью подтверждения или опровержения гипотез о наличии причинно-следственных связей между явлениями.
- Различные особенности психических свойств, процессов или состояний у испытуемых.
- Самоотчеты испытуемых о собственных психических процессах и состояниях.
- Наблюдаемые особенности поведения испытуемых или результаты их действий, а также физиологические процессы.
- Эмоциональные, познавательные или волевые психические процессы.
- Исследование, проводимое с целью проверки гипотез о наличии причинно-следственных связей между явлениями в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.
- Эксперимент, который направлен на формирование или развитие у испытуемых определенных психических функций.
- Исследование с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными.
- Исследование, в котором проверяются гипотезы о причинно-следственных связях, но невозможен достаточный контроль над экспериментальными воздействиями и побочными переменными.
- Последовательная организация условий, которые обеспечивают формирование новых психических функций в соответствие с определенными теоретическими представлениями и прогнозами.
- Организация исследования, при которой у одной и той же группы испытуемых или в разновозрастных группах исследуются и измеряются особенности возрастных изменений (развития) психических функций через определенные интервалы времени.
- Организация исследования, при которой отобранные по определенным психологическим основаниям группы людей (исключая возрастные и временные основания), сравниваются с группами людей, отобранными по другим психологическим основаниям.
- На основе исследования и регистрации различных физиологических (вегетативных) функций организма делаются выводы о наличии определенных психических процессов.
- При наличии двух и большего количества независимых переменных.
- При наличии двух и большего количества зависимых (измеряемых) переменных.
- При наличии большого количества учитываемых побочных переменных.
- При контролируемом изменении (варьировании) экспериментатором значений независимых переменных.
- Приписывание определенных свойств умозрительным предметам, фиксирование их в знаково-символической форме. Разработка правил преобразования таких предметов и исследование возможных результатов преобразований.
- Планирование и проведение исследования с целью получения максимального диапазона данных об уникальном объекте.
- Максимально широкое получение опытных (эмпирических) данных с их последующим обобщением по различным основаниям.
- Выдвижение гипотез и построение моделей, позволяющих объяснять факты и явления.
- Процессы реализации невербального поведения – выразительные движения, внешние формы перцептивных ориентировочно-исследовательских действий, движения и целенаправленные действия.
- Результаты невербальных и вербальных действий и поведения людей.
- Содержание суждений испытуемых о собственных образах, представлениях и умственных действиях.
- Нейрофизиологические процессы, актуализирующиеся при реализации субъектом различных действий.
- Объяснения осуществляется путем идентификации и эмпатии, воображаемой постановки себя на место испытуемого.
- Явления и события интерпретируются и истолковываются с опорой на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания.
- Объяснение осуществляется путем установления причинно-следственных законов, которым подчиняются в своем развитии психические функции ребенка.
- Объяснение осуществляется путем раскрытия целей, намерений, мотивов, которым субъект подчиняет поведение и деятельность.
- В результате сопоставления данных наблюдения и измерения устанавливаются статистические связи между различными параметрами, характеризующими определенные объекты или явления (изменение одного параметра сопровождается изменением другого параметра).
- Существуют положительные и отрицательные корреляционные связи и отношения.
- Отсутствие корреляции позволяет сделать вывод об отсутствии причинно-следственных зависимостей между переменными.
- Наличие корреляции позволяет делать вывод о наличии причинно-следственных зависимостей между измеренными параметрами (переменными).
- Научные результаты фиксируется с помощью знаково-символических средств и максимально однозначно транслируется в поколениях людей.
- Научные знания постоянно верифицируются практической деятельностью, опытом, экспериментом.
- Научные знания обладают неоспоримой истинностью и не подвергаются сомнению.
- Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная: а) на получение нового знания о действительности, отвечающее критериям относительной истинности; б) на использование имеющегося знания с целью решения различных практических задач.
- Путем выдвижения гипотез и их последующего опытного подтверждения.
- На основе введения единиц измерения и их использования с целью регистрации свойств у изучаемых явлений.
- На основе тестов-заданий, выполнение которых обеспечивает наиболее точное выделение и фиксирование феноменов.
- На основе методов интроспекции, самоанализа и самоотчета.
- Закон, это требования, которые соблюдает сообщество ученых при организации научных исследований.
- Закон – это общественно выработанные человечеством нормы и правила реализации научных исследований.
- Закон – предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно косвенно проверить на основе множества эмпирических исследований.
- Закон – объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных условиях необходимо воспроизводится и может регистрироваться с помощью приборов и измерительных средств.
- Факторы, которые экспериментатор не может контролировать при планировании и организации эксперимента
- Факторы, которые контролируются и варьируются экспериментатором в соответствии с планом и гипотезой эксперимента.
- Факторы, которые могут повлиять на ожидаемые экспериментальные результаты, которые интересуют исследователя.
- Факторы, которые рассматриваются как возможные результаты экспериментальных воздействий и которые измеряются экспериментатором.
- Множество явлений в объективном мире, которые обозначаются и замещаются знаково-символическими средствами.
- Синтаксические связи между лексическими единицами языка.
- Индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.
- Система устойчивых обобщений (представлений, понятий, умственных действий), которые актуализируются у субъекта при использовании знака.
- Центральной трудностью является устранение эффектов последовательности (эффектов порядка) предъявления задач испытуемым.
- Сложно контролировать временные факторы при организации экспериментов и оказания экспериментальных воздействий.
- Повышается риск возникновения конфликтных отношений между испытуемыми и экспериментатором.
- Центральной трудностью является отбор эквивалентных групп испытуемых по измеряемым показателям.
- Необходимо контролировать большое количество побочных переменных.
- В эксперименте фиксируется две и большее количество зависимых переменных.
- В эксперименте используется три или большее количество уровней независимых переменных.
- В эксперименте используется две или большее количество независимых переменных.
- Контроль порядка предъявления различных задач испытуемым.
- Использование камер видеонаблюдения.
- Выбор адекватной измерительной шкалы (способа измерения) для регистрации результатов экспериментального воздействия.
- Установление критериев, по которым можно судить о влиянии экспериментального воздействия на испытуемых.
- В эксперименте присутствуют количественно различающиеся величины одной и той же независимой переменной.
- В эксперименте используется две или большее количество независимых переменных.
- Предполагается неоднократное участие испытуемых в экспериментальных процедурах.
- В эксперименте фиксируется две и большее количество зависимых переменных.
- Измерение с использованием шкалы наименований, номинативной шкалы, шкалы классификаций.
- Измерение с использованием шкалы отношений.
- Измерение с использованием шкалы интервалов.
- Измерение с использованием шкалы порядка, ранговой шкалы.
- Фундаментальные исследования – направлены на глубокое познание реальности, часто без учета практического эффекта от последующего применения знаний.
- Корреляционные исследования – направлены на выявление причинно-следственных связей между различными явлениями.
- Прикладные исследования – направлены на использование имеющихся в науке знаний для решения практических задач.
- Экспериментальные исследования позволяют наиболее строго подтвердить или опровергнуть наличие причинно-следственных связей.
- Теории обеспечивают обобщение определенной группы явлений с позиции единого способа объяснения.
- Психологические теории возникают на основе выдвижения объяснительных гипотез с их последующей эмпирической верификацией.
- Теоретические знания представляют собой последовательное, логически упорядоченное изложение основных сведений о какой-либо области психических явлений.
- Теоретические знания в психологии обеспечивают объяснение, предсказание и обобщение феноменов и фактов.
- При наличии двух и большего количества побочных переменных.
- При контролируемом изменении экспериментатором значений независимых переменных.
- При наличии двух и большего количества независимых переменных.
- При наличии двух и большего количества зависимых (измеряемых) переменных.
- Повышение значения одной переменной связано с повышением значения другой переменной.
- Понижение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.
- Повышение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.
- Чем выше значения одной переменной, тем выше значения другой переменной.
- Научные факты собирают и фиксируют посредством тщательного наблюдения и словесного фиксирования результатов наблюдения.
- Факты представляют собой область описательных научных знаний, фиксирующих свойства явлений, на основе использования объективных единиц измерения и приборов.
- Факты – это следствия, которые дедуктивным путем выводятся из теоретических гипотез.
- В качестве научного факта признается только то, что может наблюдать каждый человек в повседневной жизни.
- В качестве испытуемых для участия в эксперименте привлекаются реальные группы испытуемых (группы студентов, школьников и т.п.), сходные по основным психологическим характеристикам.
- Эквивалентность экспериментальных и контрольных групп формируется на основе парного сходства субъектов по значимым для эксперимента побочным параметрам, которые предварительно измеряются.
- Выборка испытуемых формируется путем случайного отбора испытуемых на основе таблиц случайных чисел.
- Генеральная совокупность (популяция) делится на группы с определенными характеристиками; затем отбирается требующееся количество испытуемых из каждой группы.
- Знаково-символические средства, с помощью которых выделен и обозначен предмет исследования, становятся объектом самостоятельных действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом предметном содержании.
- В отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание.
- Множество явлений в объективном мире обобщаются по определенным основаниям, которые обозначаются и замещаются знаково-символическими средствами.
- Используются системные знаково-символические средства с целью фиксирования иерархической категоризации различных понятий, на основе которой осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей.
- Законы, в соответствие с которыми мозг и нервная система живого организма в онтогенезе порождают новые формы психики.
- Законы, которым подчиняются нейрофизиологические процессы в мозге.
- Законы, которым подчиняется формирование психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром.
- Законы, определяющие особенности поведение живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации психических функций.
- Чем выше значения одной переменной, тем ниже значения другой переменной.
- Повышение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.
- Понижение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.
- Понижение значения одной переменной связано с повышением значения другой переменной.
- По прогнозируемым и получаемым объективным данным, регистрируемым в качестве результатов действий и поведения испытуемых, делаются выводы в пользу подтверждения теоретических гипотез о недоступных прямому наблюдению особенностях формирования, развития и функционирования психических явлений.
- На основе исследования и регистрации различных физиологических (вегетативных) функций организма, которые сопутствуют протеканию определенных психических процессов.
- На основе введения и использования объективных единиц измерения.
- Путем регистрации результатов самоотчетов испытуемых в научной психологии устанавливают наличие определенных психических функций у субъекта.
- С использованием методов субъективного шкалирования регистрируются результаты описания явлений, которые выражаются субъектом в форме самоотчета.
- Строятся знаково-символические модели, с помощь которых фиксируются структурные и функциональные особенности изучаемых явлений.
- Выдвигаются предположения (гипотезы) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, которые обеспечивают объяснение и предсказание явлений.
- На основе использования объективных единиц измерения фиксируются и регистрируются результаты, получаемые в процессах практического воздействия на окружающий мир.
- Измерение с использованием шкалы интервалов.
- Измерение с использованием шкалы отношений.
- Измерение с использованием шкалы порядка, ранговой шкалы.
- Измерение с использованием шкалы наименований, номинативной шкалы, шкалы классификаций.
- Измерение с использованием шкалы отношений.
- Измерение с использованием шкалы интервалов.
- Измерение с использованием шкалы наименований, номинативной шкалы, шкалы классификаций.
- Измерение с использованием шкалы порядка, ранговой шкалы.
- Самоотчеты испытуемых о собственных психических процессах и состояниях.
- Наблюдаемые особенности поведения испытуемых или результаты их действий, а также физиологические процессы.
- Различные особенности психических свойств, процессов или состояний у испытуемых.
- Эмоциональные, познавательные или волевые психические процессы.
- Это предположение исследователя о причинах, лежащих в основе изучаемого явления.
- Это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.
- Это формулировка того, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.
- Это относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.
- Соответствие методик, способов измерения НП и ЗП, а также и плана эксперимента проверяемой экспериментальной и теоретической гипотезе.
- Степень представленности в экспериментальных группах таких испытуемых, психические особенности которых предполагалось исследовать.
- Возможность получить сходные данные в аналогичных условиях другими исследователями.
- Соответствие организации эксперимента и интерпретации экспериментальных данных той теории (теоретическому конструкту), на основе которой планировался эксперимент.
- По месту организации и проведения исследования.
- По использованию вспомогательных средств и приборов.
- По степени вмешательства исследователя в повседневные формы жизнедеятельности испытуемого.
- По особенностям регистрации и измерения изучаемых явлений.
- Учитываются индивидуальные особенности испытуемых, которые специально отбираются по определенным основаниям.
- Исследуются личностные особенности испытуемых.
- Каждый испытуемый является участником всех экспериментальных ситуаций с разными условиями.
- Каждый испытуемые включается только в одну – контрольную или экспериментальную группы, являясь участником одного типа экспериментальных ситуаций (условий).
- Обеспечивают выделение и описание широкого диапазона признаков и свойств изучаемого объекта (субъекта).
- Преимущественно исследуются конкретные люди в конкретных ситуациях.
- Сбор данных проводится в сравнительно небольшой группе испытуемых (клиентов, респондентов), вплоть до обследования одного испытуемого.
- Полученные в исследованиях результаты переносятся на соответствующую популяцию (генеральную совокупность).
- Изменение поведения у испытуемых (и у экспериментатора) в силу формирующихся установок на основе процессов внушения и самовнушения.
- Влияние на поведение испытуемых и на результаты исследования позитивного внимания со стороны экспериментатора.
- Повышение или снижение функциональных возможностей испытуемых в результате публичного выполнения действий.
- Знание испытуемых о целях и гипотезах эксперимента.
- Непосредственное восприятие и объективная регистрация процессов и явлений. Относительная объективность результатов достигается тем, что: а) фиксируется способ регистрации данных, который может в последующем использоваться другими исследователями; б) регистрация получаемых данных осуществляется несколькими независимыми исследователями.
- Использование батареи тестов и вопросников для выявления различий между испытуемыми.
- Исследование с целью проверки гипотез о причинно-следственных связях между явлениями в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.
- Исследование с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными.
- Мир реален и объективен. События в мире происходят независимо от нашего знания о них, независимо от нашего присутствия и наблюдения (исключая явления, которые зависят от деятельности познающего субъекта).
- Научные знания истинны и не подвергаются сомнению.
- В различных областях окружающего мира сходные явления и события подчиняются разным природным законам.
- Явления в объективном мире могут существовать абсолютно изолированно друг от друга. В таких условиях они не подчиняются причинно-следственным связям.
- Законы (причинно-следственные связи), которым подчиняются все явления и события в мире объективны и познаваемы.
- В различных областях окружающего мира сходные явления и события подчиняются разным природным законам.
- Явления в объективном мире взаимосвязаны, подчиняются причинно-следственным связям и не могут протекать абсолютно изолированно друг от друга.
- Научные знания постоянно подвергаются сомнению.
- Каждый испытуемый является участником всех экспериментальных ситуаций с разными условиями
- Каждый испытуемые включается в одну – контрольную или экспериментальную группы, являясь участником одного типа экспериментальных ситуаций (условий).
- Учитываются индивидуальные особенности испытуемых, которые специально отбираются в разные группы по определенным основаниям
- В ходе эксперимента собираются данные на основе самоотчетов испытуемых
- Объект исследования – относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать
- Теоретическое обоснование – указание личностных мотивов, которые побуждают ученого организовать исследование
- Предмет исследования – существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя
- Гипотезы это предположения о возможных результатах, которые получены в процессе исследования
- Ошибочность теоретических гипотез устанавливается, если они не получают достаточной и логической обоснованности.
- Ошибочность теоретических гипотез устанавливается на основе результатов практической деятельности людей в соответствующей предметной области.
- Теоретические гипотезы признаются ошибочными, когда ученые изменяют свои философско-мировоззренческие позиции.
- Ошибочность теоретических гипотез устанавливается путем опровержения следствий, которые дедуктивным путем выводятся из содержания гипотез и могут быть эмпирически проверены.
- Соответствие организации эксперимента и интерпретации экспериментальных данных той теории (теоретическому конструкту), на основе которой планировался эксперимент.
- Степень существования достоверной связи между независимой и зависимой переменными. Степень вероятности того, что изменения зависимой переменной вызваны изменением независимой переменной, тем выше внутренняя валидность.
- Степень соответствия организации эксперимента и полученных результатов той области явлений, для исследования которой он проводится и на которую предполагается распространять получаемые в эксперименте результаты.
- Возможность организации и провести аналогичный эксперимент другими исследователями.
- Зависимая переменная – тот фактор, который меняется в зависимости от изменения независимой переменной и измеряется экспериментатором.
- Зависимая переменная – тот фактор, который используется в эксперименте в качестве воздействия на испытуемых.
- Побочная переменная – тот фактор, который контролируется (измеряется и задается) и варьируется экспериментатором в соответствии с планом и гипотезой эксперимента.
- Независимая переменная – фактор, который в ходе эксперимента может случайно повлиять на зависимую переменную.
- Контроль над точностью оказания экспериментальных воздействий.
- Контроль индивидуальных различий между испытуемыми и между группами испытуемых.
- Выбор средств и способов измерения результатов, к которым приводят экспериментальные воздействия.
- Контроль времени предъявления различных задач испытуемым.