Формирование заказа

Обратная связь

Спасибо за обращение! Ваша заявка успешно направлена. Ожидайте, скоро Вам поступит на указанный адрес письмо.



Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований

Какая из указанных особенностей не имеет отношения к качественным методам исследования?
  • Проблематичность (гипотетичность) объяснения индивидуальных особенностей и различий, зарегистрированных у разных испытуемых.
  • Высокая вероятность субъективизма при сборе и интерпретации полученных данных.
  • Невозможность выделения причинно-следственных связей, которым подчиняются изучаемые явления.
  • Сложность статистической обработки полученных результатов.
Что в эмпирических исследованиях фиксируется термином «генеральная совокупность»?
  • Группа людей, которые являются объектом исследования и могут быть потенциальными испытуемыми.
  • Те представители выборки, которые значительно выделяются среди всех остальных испытуемых по каким-либо психическим свойствам.
  • Испытуемые, уравненные по существенным для исследования характеристикам в контрольной и экспериментальной группах.
  • Группа людей, реально принимающих участие в исследовании, которая моделирует, представляет (репрезентирует) особенности популяции.
Какая логико-гносеологическая организация познавательной деятельности соответствует индуктивному методу?
  • На основе выдвижения предположений о возможных ненаблюдаемых причинах явлений планируются эмпирические исследования с целью верификации гипотез.
  • Последовательно описываются свойства и характеристики уникальных, неповторяющихся явлений.
  • На основе исследования множества явлений и регистрации фактов осуществляется их последующее обобщение по множеству оснований.
  • Для описания и моделирования различных явлений постулируются и фиксируются умозрительные предметы в знаково-символической форме и разрабатываются правила их преобразования.
Эмпирическая причинно-следственная (каузальная) связь устанавливается при наличии ряда условий. Какое из условий неверно (ошибочно) характеризует установление причинно-следственной связи в эксперименте?
  • Наличие закономерной (не случайной) связи в изменениях зависимой и независимой переменных (ковариация).
  • Действие независимой переменной предшествует изменениям зависимой переменной.
  • Отсутствие влияния на зависимую переменную побочных переменных.
  • Действие побочной переменной предшествует изменениям зависимой переменной.
В чем заключается основная особенность корреляционного исследования?
  • Проводится с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными.
  • Выявляются эмоциональные и мотивационные отношения испытуемых.
  • Используются статистические методы анализа различий, зарегистрированных в разных группах испытуемых.
  • Проводится с целью подтверждения или опровержения гипотез о наличии причинно-следственных связей между явлениями.
Что регистрируется в психологических исследованиях, когда используются эмпирические методы с целью получения научных фактов?
  • Различные особенности психических свойств, процессов или состояний у испытуемых.
  • Самоотчеты испытуемых о собственных психических процессах и состояниях.
  • Наблюдаемые особенности поведения испытуемых или результаты их действий, а также физиологические процессы.
  • Эмоциональные, познавательные или волевые психические процессы.
Какой тип организации эмпирического исследования носит название квазиэксперимент?
  • Исследование, проводимое с целью проверки гипотез о наличии причинно-следственных связей между явлениями в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.
  • Эксперимент, который направлен на формирование или развитие у испытуемых определенных психических функций.
  • Исследование с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными.
  • Исследование, в котором проверяются гипотезы о причинно-следственных связях, но невозможен достаточный контроль над экспериментальными воздействиями и побочными переменными.
Какая стратегия исследования психических особенностей человека получила название «исследование путем поперечных срезов»?
  • Последовательная организация условий, которые обеспечивают формирование новых психических функций в соответствие с определенными теоретическими представлениями и прогнозами.
  • Организация исследования, при которой у одной и той же группы испытуемых или в разновозрастных группах исследуются и измеряются особенности возрастных изменений (развития) психических функций через определенные интервалы времени.
  • Организация исследования, при которой отобранные по определенным психологическим основаниям группы людей (исключая возрастные и временные основания), сравниваются с группами людей, отобранными по другим психологическим основаниям.
  • На основе исследования и регистрации различных физиологических (вегетативных) функций организма делаются выводы о наличии определенных психических процессов.
В каком случае экспериментальное исследование называют «уровневым»?
  • При наличии двух и большего количества независимых переменных.
  • При наличии двух и большего количества зависимых (измеряемых) переменных.
  • При наличии большого количества учитываемых побочных переменных.
  • При контролируемом изменении (варьировании) экспериментатором значений независимых переменных.
Какое из суждений соответствует индуктивному общенаучному методу познания?
  • Приписывание определенных свойств умозрительным предметам, фиксирование их в знаково-символической форме. Разработка правил преобразования таких предметов и исследование возможных результатов преобразований.
  • Планирование и проведение исследования с целью получения максимального диапазона данных об уникальном объекте.
  • Максимально широкое получение опытных (эмпирических) данных с их последующим обобщением по различным основаниям.
  • Выдвижение гипотез и построение моделей, позволяющих объяснять факты и явления.
Что не может выступать предметом объективного фиксирования в психологии? (что невозможно фиксировать путем объективных измерений в форме научного факта?)
  • Процессы реализации невербального поведения – выразительные движения, внешние формы перцептивных ориентировочно-исследовательских действий, движения и целенаправленные действия.
  • Результаты невербальных и вербальных действий и поведения людей.
  • Содержание суждений испытуемых о собственных образах, представлениях и умственных действиях.
  • Нейрофизиологические процессы, актуализирующиеся при реализации субъектом различных действий.
Какой из способов построения объяснения соответствует телеологическому типу?
  • Объяснения осуществляется путем идентификации и эмпатии, воображаемой постановки себя на место испытуемого.
  • Явления и события интерпретируются и истолковываются с опорой на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания.
  • Объяснение осуществляется путем установления причинно-следственных законов, которым подчиняются в своем развитии психические функции ребенка.
  • Объяснение осуществляется путем раскрытия целей, намерений, мотивов, которым субъект подчиняет поведение и деятельность.
Какая из характеристик результатов корреляционного исследования является ошибочной (не верной)?
  • В результате сопоставления данных наблюдения и измерения устанавливаются статистические связи между различными параметрами, характеризующими определенные объекты или явления (изменение одного параметра сопровождается изменением другого параметра).
  • Существуют положительные и отрицательные корреляционные связи и отношения.
  • Отсутствие корреляции позволяет сделать вывод об отсутствии причинно-следственных зависимостей между переменными.
  • Наличие корреляции позволяет делать вывод о наличии причинно-следственных зависимостей между измеренными параметрами (переменными).
Какое из положений неверно (ошибочно) характеризует науку и научную деятельность?
  • Научные результаты фиксируется с помощью знаково-символических средств и максимально однозначно транслируется в поколениях людей.
  • Научные знания постоянно верифицируются практической деятельностью, опытом, экспериментом.
  • Научные знания обладают неоспоримой истинностью и не подвергаются сомнению.
  • Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная: а) на получение нового знания о действительности, отвечающее критериям относительной истинности; б) на использование имеющегося знания с целью решения различных практических задач.
Феноменологические данные в научной психологии получают и фиксируют:
  • Путем выдвижения гипотез и их последующего опытного подтверждения.
  • На основе введения единиц измерения и их использования с целью регистрации свойств у изучаемых явлений.
  • На основе тестов-заданий, выполнение которых обеспечивает наиболее точное выделение и фиксирование феноменов.
  • На основе методов интроспекции, самоанализа и самоотчета.
В каком определении дается формулировка научного эмпирического закона?
  • Закон, это требования, которые соблюдает сообщество ученых при организации научных исследований.
  • Закон – это общественно выработанные человечеством нормы и правила реализации научных исследований.
  • Закон – предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно косвенно проверить на основе множества эмпирических исследований.
  • Закон – объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных условиях необходимо воспроизводится и может регистрироваться с помощью приборов и измерительных средств.
Какие факторы получили в экспериментальной психологии наименование «независимые переменные»?
  • Факторы, которые экспериментатор не может контролировать при планировании и организации эксперимента
  • Факторы, которые контролируются и варьируются экспериментатором в соответствии с планом и гипотезой эксперимента.
  • Факторы, которые могут повлиять на ожидаемые экспериментальные результаты, которые интересуют исследователя.
  • Факторы, которые рассматриваются как возможные результаты экспериментальных воздействий и которые измеряются экспериментатором.
Какое из суждений выступает психологической характеристикой значения, как одной из существенных сторон знаково-символического средства?
  • Множество явлений в объективном мире, которые обозначаются и замещаются знаково-символическими средствами.
  • Синтаксические связи между лексическими единицами языка.
  • Индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.
  • Система устойчивых обобщений (представлений, понятий, умственных действий), которые актуализируются у субъекта при использовании знака.
В чем заключается основная сложность в организации экспериментальных исследований с использованием межсубъектных (межгрупповых) планов?
  • Центральной трудностью является устранение эффектов последовательности (эффектов порядка) предъявления задач испытуемым.
  • Сложно контролировать временные факторы при организации экспериментов и оказания экспериментальных воздействий.
  • Повышается риск возникновения конфликтных отношений между испытуемыми и экспериментатором.
  • Центральной трудностью является отбор эквивалентных групп испытуемых по измеряемым показателям.
В чем заключается основная особенность многофакторных планов организации экспериментальных исследований?
  • Необходимо контролировать большое количество побочных переменных.
  • В эксперименте фиксируется две и большее количество зависимых переменных.
  • В эксперименте используется три или большее количество уровней независимых переменных.
  • В эксперименте используется две или большее количество независимых переменных.
В каком из суждений указан один из способов контроля независимых переменных при организации эксперимента?
  • Контроль порядка предъявления различных задач испытуемым.
  • Использование камер видеонаблюдения.
  • Выбор адекватной измерительной шкалы (способа измерения) для регистрации результатов экспериментального воздействия.
  • Установление критериев, по которым можно судить о влиянии экспериментального воздействия на испытуемых.
В чем заключается основная особенность многоуровневых планов организации экспериментальных исследований?
  • В эксперименте присутствуют количественно различающиеся величины одной и той же независимой переменной.
  • В эксперименте используется две или большее количество независимых переменных.
  • Предполагается неоднократное участие испытуемых в экспериментальных процедурах.
  • В эксперименте фиксируется две и большее количество зависимых переменных.
Какой тип шкалирования (измерения) включает следующие перечисленные операции? 1) Множество объектов делится по определенным основаниям на подмножества. 2) Каждому из подмножеств присваиваются «имена». 3) Выделенные подмножества эквивалентных объектов линейно упорядочиваются в системе отношений «больше-равно-меньше» по определенному основанию.
  • Измерение с использованием шкалы наименований, номинативной шкалы, шкалы классификаций.
  • Измерение с использованием шкалы отношений.
  • Измерение с использованием шкалы интервалов.
  • Измерение с использованием шкалы порядка, ранговой шкалы.
Какая из характеристик научных исследований носит неверный (ошибочный) характер?
  • Фундаментальные исследования – направлены на глубокое познание реальности, часто без учета практического эффекта от последующего применения знаний.
  • Корреляционные исследования – направлены на выявление причинно-следственных связей между различными явлениями.
  • Прикладные исследования – направлены на использование имеющихся в науке знаний для решения практических задач.
  • Экспериментальные исследования позволяют наиболее строго подтвердить или опровергнуть наличие причинно-следственных связей.
Какое из суждений носит ошибочный (неверный) характер?
  • Теории обеспечивают обобщение определенной группы явлений с позиции единого способа объяснения.
  • Психологические теории возникают на основе выдвижения объяснительных гипотез с их последующей эмпирической верификацией.
  • Теоретические знания представляют собой последовательное, логически упорядоченное изложение основных сведений о какой-либо области психических явлений.
  • Теоретические знания в психологии обеспечивают объяснение, предсказание и обобщение феноменов и фактов.
В каком случае экспериментальное исследование называют «факторным»?
  • При наличии двух и большего количества побочных переменных.
  • При контролируемом изменении экспериментатором значений независимых переменных.
  • При наличии двух и большего количества независимых переменных.
  • При наличии двух и большего количества зависимых (измеряемых) переменных.
В каком суждении дается определение отрицательной корреляционной связи?
  • Повышение значения одной переменной связано с повышением значения другой переменной.
  • Понижение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.
  • Повышение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.
  • Чем выше значения одной переменной, тем выше значения другой переменной.
Какое из суждений верно характеризует научный факт?
  • Научные факты собирают и фиксируют посредством тщательного наблюдения и словесного фиксирования результатов наблюдения.
  • Факты представляют собой область описательных научных знаний, фиксирующих свойства явлений, на основе использования объективных единиц измерения и приборов.
  • Факты – это следствия, которые дедуктивным путем выводятся из теоретических гипотез.
  • В качестве научного факта признается только то, что может наблюдать каждый человек в повседневной жизни.
Какой из методов формирования выборки испытуемых называют стратометрическим отбором?
  • В качестве испытуемых для участия в эксперименте привлекаются реальные группы испытуемых (группы студентов, школьников и т.п.), сходные по основным психологическим характеристикам.
  • Эквивалентность экспериментальных и контрольных групп формируется на основе парного сходства субъектов по значимым для эксперимента побочным параметрам, которые предварительно измеряются.
  • Выборка испытуемых формируется путем случайного отбора испытуемых на основе таблиц случайных чисел.
  • Генеральная совокупность (популяция) делится на группы с определенными характеристиками; затем отбирается требующееся количество испытуемых из каждой группы.
Какая из характеристик соответствует действию моделирования, как одному из способов использования знаково-символических средств?
  • Знаково-символические средства, с помощью которых выделен и обозначен предмет исследования, становятся объектом самостоятельных действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом предметном содержании.
  • В отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание.
  • Множество явлений в объективном мире обобщаются по определенным основаниям, которые обозначаются и замещаются знаково-символическими средствами.
  • Используются системные знаково-символические средства с целью фиксирования иерархической категоризации различных понятий, на основе которой осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей.
Какие законы, устанавливаемые психологией, сформулированы неверно (ошибочно)?
  • Законы, в соответствие с которыми мозг и нервная система живого организма в онтогенезе порождают новые формы психики.
  • Законы, которым подчиняются нейрофизиологические процессы в мозге.
  • Законы, которым подчиняется формирование психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром.
  • Законы, определяющие особенности поведение живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации психических функций.
В каком суждении дается определение положительной корреляционной связи?
  • Чем выше значения одной переменной, тем ниже значения другой переменной.
  • Повышение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.
  • Понижение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.
  • Понижение значения одной переменной связано с повышением значения другой переменной.
Как в научном исследовании устанавливается наличие различных психических функций и явлений у человека?
  • По прогнозируемым и получаемым объективным данным, регистрируемым в качестве результатов действий и поведения испытуемых, делаются выводы в пользу подтверждения теоретических гипотез о недоступных прямому наблюдению особенностях формирования, развития и функционирования психических явлений.
  • На основе исследования и регистрации различных физиологических (вегетативных) функций организма, которые сопутствуют протеканию определенных психических процессов.
  • На основе введения и использования объективных единиц измерения.
  • Путем регистрации результатов самоотчетов испытуемых в научной психологии устанавливают наличие определенных психических функций у субъекта.
При каком из описанных способов организации научных исследований в качестве результатов получают факты?
  • С использованием методов субъективного шкалирования регистрируются результаты описания явлений, которые выражаются субъектом в форме самоотчета.
  • Строятся знаково-символические модели, с помощь которых фиксируются структурные и функциональные особенности изучаемых явлений.
  • Выдвигаются предположения (гипотезы) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, которые обеспечивают объяснение и предсказание явлений.
  • На основе использования объективных единиц измерения фиксируются и регистрируются результаты, получаемые в процессах практического воздействия на окружающий мир.
Какой тип шкалирования (измерения) включает следующие перечисленные операции? 1) Множество объектов делится на подмножества. 2) Каждому из подмножеств присваиваются «имена». 3) Выделенные подмножества эквивалентных объектов линейно упорядочиваются в системе отношений «больше-равно-меньше» по определенному основанию. 4) Вводится эталон измерения за счет чего достигается возможность определять величину различий между объектами в проявлении определенного свойства.
  • Измерение с использованием шкалы интервалов.
  • Измерение с использованием шкалы отношений.
  • Измерение с использованием шкалы порядка, ранговой шкалы.
  • Измерение с использованием шкалы наименований, номинативной шкалы, шкалы классификаций.
Какой тип шкалирования (измерения) включает следующие перечисленные операции? 1) Множество объектов делится по определенным основаниям на подмножества. 2) Каждому из подмножеств присваиваются «имена». 3) Выделенные подмножества эквивалентных объектов линейно упорядочиваются в системе отношений «больше-равно-меньше» по определенному основанию.
  • Измерение с использованием шкалы отношений.
  • Измерение с использованием шкалы интервалов.
  • Измерение с использованием шкалы наименований, номинативной шкалы, шкалы классификаций.
  • Измерение с использованием шкалы порядка, ранговой шкалы.
Что регистрируется в психологических исследованиях, когда используются эмпирические методы с целью получения научных фактов?
  • Самоотчеты испытуемых о собственных психических процессах и состояниях.
  • Наблюдаемые особенности поведения испытуемых или результаты их действий, а также физиологические процессы.
  • Различные особенности психических свойств, процессов или состояний у испытуемых.
  • Эмоциональные, познавательные или волевые психические процессы.
Какое определение соответствует предмету исследования в научной деятельности?
  • Это предположение исследователя о причинах, лежащих в основе изучаемого явления.
  • Это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.
  • Это формулировка того, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.
  • Это относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.
Какая характеристика организации экспериментального исследования фиксируется термином «репрезентативность».
  • Соответствие методик, способов измерения НП и ЗП, а также и плана эксперимента проверяемой экспериментальной и теоретической гипотезе.
  • Степень представленности в экспериментальных группах таких испытуемых, психические особенности которых предполагалось исследовать.
  • Возможность получить сходные данные в аналогичных условиях другими исследователями.
  • Соответствие организации эксперимента и интерпретации экспериментальных данных той теории (теоретическому конструкту), на основе которой планировался эксперимент.
По какому основанию относительно противопоставляются качественные и количественные методы исследования?
  • По месту организации и проведения исследования.
  • По использованию вспомогательных средств и приборов.
  • По степени вмешательства исследователя в повседневные формы жизнедеятельности испытуемого.
  • По особенностям регистрации и измерения изучаемых явлений.
В чем заключается основная особенность внутрисубъектных (внутригрупповых) планов организации экспериментального исследования?
  • Учитываются индивидуальные особенности испытуемых, которые специально отбираются по определенным основаниям.
  • Исследуются личностные особенности испытуемых.
  • Каждый испытуемый является участником всех экспериментальных ситуаций с разными условиями.
  • Каждый испытуемые включается только в одну – контрольную или экспериментальную группы, являясь участником одного типа экспериментальных ситуаций (условий).
Какая из особенностей организации исследований характеризует количественные методы исследований в отличие от качественных?
  • Обеспечивают выделение и описание широкого диапазона признаков и свойств изучаемого объекта (субъекта).
  • Преимущественно исследуются конкретные люди в конкретных ситуациях.
  • Сбор данных проводится в сравнительно небольшой группе испытуемых (клиентов, респондентов), вплоть до обследования одного испытуемого.
  • Полученные в исследованиях результаты переносятся на соответствующую популяцию (генеральную совокупность).
Какой из субъективных факторов, оказывающих влияние на результаты эксперимента, получил название «эффект плацебо»?
  • Изменение поведения у испытуемых (и у экспериментатора) в силу формирующихся установок на основе процессов внушения и самовнушения.
  • Влияние на поведение испытуемых и на результаты исследования позитивного внимания со стороны экспериментатора.
  • Повышение или снижение функциональных возможностей испытуемых в результате публичного выполнения действий.
  • Знание испытуемых о целях и гипотезах эксперимента.
Какое из суждений характеризует экспериментальный метод исследования?
  • Непосредственное восприятие и объективная регистрация процессов и явлений. Относительная объективность результатов достигается тем, что: а) фиксируется способ регистрации данных, который может в последующем использоваться другими исследователями; б) регистрация получаемых данных осуществляется несколькими независимыми исследователями.
  • Использование батареи тестов и вопросников для выявления различий между испытуемыми.
  • Исследование с целью проверки гипотез о причинно-следственных связях между явлениями в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.
  • Исследование с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными.
Какое из положений соответствует общенаучной методологии?
  • Мир реален и объективен. События в мире происходят независимо от нашего знания о них, независимо от нашего присутствия и наблюдения (исключая явления, которые зависят от деятельности познающего субъекта).
  • Научные знания истинны и не подвергаются сомнению.
  • В различных областях окружающего мира сходные явления и события подчиняются разным природным законам.
  • Явления в объективном мире могут существовать абсолютно изолированно друг от друга. В таких условиях они не подчиняются причинно-следственным связям.
Какое из положений противоречит общенаучной методологии?
  • Законы (причинно-следственные связи), которым подчиняются все явления и события в мире объективны и познаваемы.
  • В различных областях окружающего мира сходные явления и события подчиняются разным природным законам.
  • Явления в объективном мире взаимосвязаны, подчиняются причинно-следственным связям и не могут протекать абсолютно изолированно друг от друга.
  • Научные знания постоянно подвергаются сомнению.
В чем заключается основная особенность планов организации экспериментального исследования с субъективными независимыми переменными?
  • Каждый испытуемый является участником всех экспериментальных ситуаций с разными условиями
  • Каждый испытуемые включается в одну – контрольную или экспериментальную группы, являясь участником одного типа экспериментальных ситуаций (условий).
  • Учитываются индивидуальные особенности испытуемых, которые специально отбираются в разные группы по определенным основаниям
  • В ходе эксперимента собираются данные на основе самоотчетов испытуемых
Какое суждение верно определяет одну из характеристик научного исследования?
  • Объект исследования – относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать
  • Теоретическое обоснование – указание личностных мотивов, которые побуждают ученого организовать исследование
  • Предмет исследования – существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя
  • Гипотезы это предположения о возможных результатах, которые получены в процессе исследования
Каким образом в науке отказываются от неверных (ошибочных) теоретических гипотез?
  • Ошибочность теоретических гипотез устанавливается, если они не получают достаточной и логической обоснованности.
  • Ошибочность теоретических гипотез устанавливается на основе результатов практической деятельности людей в соответствующей предметной области.
  • Теоретические гипотезы признаются ошибочными, когда ученые изменяют свои философско-мировоззренческие позиции.
  • Ошибочность теоретических гипотез устанавливается путем опровержения следствий, которые дедуктивным путем выводятся из содержания гипотез и могут быть эмпирически проверены.
Какая характеристика организации экспериментального исследования фиксируется термином «внешняя валидность».
  • Соответствие организации эксперимента и интерпретации экспериментальных данных той теории (теоретическому конструкту), на основе которой планировался эксперимент.
  • Степень существования достоверной связи между независимой и зависимой переменными. Степень вероятности того, что изменения зависимой переменной вызваны изменением независимой переменной, тем выше внутренняя валидность.
  • Степень соответствия организации эксперимента и полученных результатов той области явлений, для исследования которой он проводится и на которую предполагается распространять получаемые в эксперименте результаты.
  • Возможность организации и провести аналогичный эксперимент другими исследователями.
Какой из факторов, учитываемых при организации эксперимента в психологии указан верно?
  • Зависимая переменная – тот фактор, который меняется в зависимости от изменения независимой переменной и измеряется экспериментатором.
  • Зависимая переменная – тот фактор, который используется в эксперименте в качестве воздействия на испытуемых.
  • Побочная переменная – тот фактор, который контролируется (измеряется и задается) и варьируется экспериментатором в соответствии с планом и гипотезой эксперимента.
  • Независимая переменная – фактор, который в ходе эксперимента может случайно повлиять на зависимую переменную.
В каком из суждений указан один из способов контроля зависимых переменных при организации эксперимента.
  • Контроль над точностью оказания экспериментальных воздействий.
  • Контроль индивидуальных различий между испытуемыми и между группами испытуемых.
  • Выбор средств и способов измерения результатов, к которым приводят экспериментальные воздействия.
  • Контроль времени предъявления различных задач испытуемым.
­