Дифференциальная психология
Более низкая школьная успеваемость обнаруживается у детей:- в семьях с единственным ребёнком
- имеющих много двоюродных братьев и сестер
- в многодетных семьях
- из семей, в которых был еще один ребенок, умерший в младенческом возрасте
- из одиночных близнецов и их сиблингов
- из виртуальных близнецов и контрольной группы
- из монозиготных и дизиготных близнецов
- однополых и разнополых дизиготных близнецов
- из разлученных монозиготных близнецов
- Наиболее обобщенные свойства личности, вариативность которых определяется вариативно-стью многих более частных особенностей личности
- Свойства личности, которые в наименьшей степени определяются свойствами темперамента
- Свойства личности, наиболее часто встречающиеся в популяции
- Свойства личности, которые в наименьшей степени изменяются в процессе развития
- Лазурский
- Ф.Гальтон
- Ж. де Лабрюйер
- Теофраст
- гибкость
- оригинальность
- разработанность
- беглость
- адекватность
- уникальность конкретного человека
- среднестатистические закономерности
- общее и индивидуальное в личностных чертах
- усвоение информации и приобретение нового опыта
- объединение способностей в единую структуру
- перенос опыта в новые ситуации
- понимание отношений между объектами и явлениями
- имеющих небольшую разницу в возрасте со старшим сиблингом
- чьи родители имеют высшее образование
- живущих вместе с бабушками и дедушками
- имеющих младшего сиблинга
- Книгу Ф. Гальтона "Наследственный гений"
- Статью Ф. Гальтона "Исследование способностей человека и их развитие"
- Книгу Ф. Гальтона "Люди английской науки: их природа и воспитание"
- Книгу В. Штерна "Дифференциальная психология и ее методические принципы"
- уровень интеллекта
- свойства темперамента
- когнитивные стили
- максимально обобщенные личностные особенности
- проверяют, какие психологические черты имеют наибольший диапазон индивидуальных различий
- получают информацию о причинно-следственных отношениях между исследуемыми чертами
- получают возможность сгруппировать психологические черты на основании их сходства
- Нет
- Да
- Основные различия между детьми по IQ обусловлены разницей в СЭС их семей.
- Низкий СЭС семьи не обязательно приводит к низкому IQ ребенка.
- Низкий СЭС семьи всегда негативно сказывается на IQ ребенка
- создание психологических тестов для измерения индивидуальных различий
- исследование различий между нормой и патологией
- описание протекания психических процессов в норме и патологии
- исследование индивидуальных различий между людьми и группами людей
- имеют иерархическую структуру
- имеют интер- и интраиндивидуальные различия
- онтогенетически стабильны
- не зависят от культурных различий
- имеют в популяции нормальное или J-распределение
- пассивная, активная, реактивная;
- пассивная, активная, ситуативная.
- пассивная, активная, случайная;
- психогенетика
- психопатология
- психофизиология,
- структуры семьи
- более низкого в среднем социально-экономического статуса многодетных семей
- Полезависимость означает доминирование целого, недостаточное дифференцирование частей в образе восприятия, неспособность преодолевать контекст, необособленность отдельных раздра-жителей от фона.
- Поленезависимость означает доминирование целого, недостаточное дифференцирование частей в об-разе восприятия, неспособность преодолевать контекст, необособленность отдельных раздражителей от фона.
- Полезависимость — способность сопротивляться влиянию конфликтующих фоновых признаков при восприятии зрительных форм и связей, способность воспринимать целое, вычленять стимулы из кон-текста.
- Поленезависимость — способность сопротивляться влиянию конфликтующих фоновых призна-ков при восприятии зрительных форм и связей, способность воспринимать целое, вычленять стимулы из контекста.
- Честность
- Настойчивость.
- Трудолюбие.
- Агрессивность.
- об устойчивых межвозрастных связях между разноименными (фенотипически различными) характери-стиками
- о сохранении испытуемым рангового места в группе
- об относительно медленном изменении от одного измерения до другого абсолютной величины психо-логической характеристики
- о сохранении с течением времени соотношения между свойствами одного и того же индивида
- сглаживания –заострения
- фокусирующего – сканирующего контроля
- импульсивности – рефлексивности
- В. Штерн
- Ф. Гальтон
- А.Ф. Лазурский
- А. Бине
- Генетическая обусловленность
- Стабильность
- Кросс-ситуативность
- Увеличение с возрастом
- отбор характеристик, важных для описания психологического облика человека
- определение структуры психологических характеристик
- исследование групповых различий
- оценка диапазона индивидуальных различий психологических характеристик
- анализ уникальности конкретного человека
- психометрический
- социальный
- биологический
- изменение характеристики у одного и того же человека в результате обучения
- изменчивость характеристики у одного и того же человека в течение короткого отрезка времени
- индивидуальные различия между людьми по какой-либо характеристике
- возрастное изменение характеристики у одного и того же человека
- При одинаковом уровне IQ черные всегда оказываются менее успешными, чем белые.
- Черные и белые индивиды с одинаковым уровнем IQ имеют одинаковые шансы достичь успеха в профессиональной деятельности.
- При одинаковом уровне IQ белые всегда оказываются успешнее черных в профессиональной деятель-ности.
- кристаллизованный интеллект
- индивидуальный интеллект
- общий интеллект
- флюидный интеллект
- Различия между группами могут меняться в зависимости от возраста
- Различия внутри групп всегда больше, чем различия между группами
- Показатели тестов и опросников дают лишь приблизительную оценку изучаемой психологической ха-рактеристики
- Группы, участвующие в экспериментальном исследовании, никогда не бывают полностью репрезента-тивными популяциям, из которых они набираются
- Да
- Нет
- приёмы описания характеристик
- способы выделения типов при создании типологий
- способы выделения черт
- статистические процедуры
- Когнитивные стили не связаны с психометрическим интеллектом
- Связи между когнитивными стилями и интеллектом отсутствуют в детском возрасте, по мере взросле-ния человека они становятся все теснее и, таким образом, у взрослого человека когнитивные стили и психометрический интеллект становятся показателями одной и той же психологической реальности
- Между когнитивными стилями и психометрическим интеллектом существуют связи, но, тем не менее, они является выражением разных сторон когнитивной сферы человека
- Когнитивные стили являются одним из вариантов показателей психометрического интеллекта
- Компоненты, контролирующие процессы восприятия информации, сохранения ее в кратковременной памяти и извлечения ее из долговременной памяти.
- Высокоуровневые процессы, определяющие стратегии решения, планирование и контроль
- Компоненты, контролирующие процессы приобретения новых знаний и получения новой информации.
- Сравнение крайних групп
- Типологический анализ
- Анализ всей вариативности
- носят формально-динамический характер
- характеризуют особенности мотивационной структуры
- тесно связаны с содержанием деятельности
- максимально проявляются в экстремальных ситуациях
- характеризуют особенности когнитивного функционирования
- разлученных близнецов
- близнецовой пары
- контрольного близнеца
- полезависимости-поленезависимости
- диапазона эквивалентности
- конкретной – абстрактной концептуализации
- Нет
- Да
- Меняются только после переживания человеком сильного стресса.
- Ф.Гальтон
- Теофраст
- Ж. де Лабрюйер
- Лазурский
- Когнитивные стили определяют способы получения, хранения и использования информации; они определяют не результат, а процессуальную сторону деятельности
- Когнитивные стили определяют выбор оптимальной стратегии деятельности в разных условиях и. та-ким образом, способствуют наибольшей результативности деятельности
- Когнитивные стили являются наиболее устойчивыми компонентами интеллекта
- Когнитивные стили определяют мотивационный компонент когнитивной деятельности, влияющий не результативность когнитивной деятельности
- Номотетический подход может использоваться при изучении любых психологических особенностей, а идиографический - только некоторых
- Эти подходы дополняют друг друга при изучении одних и тех же психологических явлений
- При изучении одних психологических особенностей требуется номотетический подход, при изучении других - идиографический
- Это разные исторические этапы изучения индивидуальных различий
- теория черт
- типологические теории высшей нервной деятельности
- представление о ситуативности психологических проявлений
- типологические теории темперамента
- вариативность в популяции по интеллекту наполовину обусловлена генотипом
- вариативность в популяции по интеллекту наполовину обусловлена средой
- интеллект конкретного человека наполовину обусловлен генотипом
- европеоидов над негроидами
- европеоидов над монголоидами
- американских индейцев над негроидами
- монголоидов над европеоидов
- имеют существенные различия в странах с разным экономическим уровнем
- воспроизводятся в кросс-культурных исследованиях
- воспроизводятся только в западных странах
- стандартное отклонение, равное 3
- сходство родственников по изучаемой характеристике
- показатель дисперсии, отличный от 0
- совпадение среднего значения, медианы и моды в изучаемой выборке
- наследственность – способность организма сохранять в ряду поколений совокупность признаков и свойств
- наследственность – способность организма приобретать новые признаки;
- наследственность – способность организма утрачивать имеющиеся признаки;
- ассортативностью
- дополнительностью
- аддитивностью
- агрегацией
- У детей из многодетных семей интеллект тем выше, чем больше разница в возрасте между деть-ми
- Дети, имеющие обоих родителей, должны иметь более высокий интеллект, чем дети, имеющие только отца
- Дети, с которыми постоянно живут не только родители, но и другие взрослые должны иметь более вы-сокий интеллект
- Дети, имеющие обоих родителей, должны иметь более высокий интеллект, чем дети, имеющие только мать
- теория тройственного интеллекта
- иерархические теории интеллекта
- теория многих интеллектов
- двухфакторная теория интеллекта
- кубическая модель интеллекта
- Г.Айзенк
- В.Штерн
- Г.Олпорт
- Дж.Раштон
- Г. Олпорта
- Р.Б.Кэттела
- Г.Ю.Айзенка
- Время реакции выбора.
- Время опознания.
- Время простой реакции.
- кросс-ситуативность
- стабильность
- проявление на ранних стадиях онтогенеза
- связь с мотивацией деятельности
- Вера в человечество.
- Оптимизм.
- Кантианизм.
- Гуманизм.
- фенотипом
- генотипом
- генотип-средовым взаимодействием
- фенотипической изменчивостью
- метакогнитивный опыт
- сознательные структуры
- интенциональный опыт
- бессознательные структуры
- когнитивный опыт
- Дж. Гилфорд
- Л. Терстоун
- Р.Б. Кэттел
- Ч. Спримен
- невротизм
- психотизм
- экстраверсию
- активность
- средних значений негативных черт
- низких значений негативных черт
- высоких значений негативных черт
- когнитивную терапию
- теорию деятельности
- теорию социального научения
- теорию идентификации
- ассортативности
- реактивной генотип-средовой ковариации
- понятием:
- активной генотип-средовой ковариации
- пассивной генотип-средовой ковариации
- зависит от признака
- невозможно оценить
- 0
- 1
- может измениться при изменении средовых условий
- не может измениться при изменении средовых условий
- Характерны только для патологических личностей
- Имеют адаптивное значении
- Коррелируют с показателями удовлетворенности жизнью
- Имеются у каждого из нас
- психометрические теории
- теории множественности интеллектов
- когнитивные теории
- иерархические теории интеллекта