Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
В чем заключается гипотетико-дедуктивный метод научного познания?- Последовательное максимально широкое получение опытных данных с их последующим обобщением.
- На основе выдвижения предположений о возможных причинах, лежащих в основе явлений, прогнозируются следствия, наличие которых проверяется в экспериментах и наблюдениях.
- На основе наблюдения и регистрации (измерения) разнообразных свойств, дается описание уникальных, неповторяющихся событий и явлений, а также их особенностей.
- Направленность познания на обобщение и поиск закономерностей и законов, которым подчиняется определенное множество событий и явлений в мире.
- Это врожденные предрасположенности организма к реализации определенных направлений жизнедеятельности и способов их реализации.
- Это «опредмеченная потребность» – предмет (воспринимаемый или представляемый), направляющий деятельность и служащий удовлетворению потребности.
- Это внутренние неосознаваемые субъектом побуждения к различным типам поведения и направленности активности во внешней среде.
- Это внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях.
- Психика представляет собой систему процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей через органы чувств из внешней среды, а также из внутренней среды организма (когнитивная психология).
- Психика представляет собой систему ассоциативных связей и отношений между элементами сознания (ощущениями и переживаниями), на основе которых строятся все более сложные формы психических явлений.
- Психика это система функций животного организма, которые формируются и развиваются в процессах взаимодействия с окружающим миром и обеспечивают ориентировку и организацию поведения в окружающем мире.
- Психика это организующееся и подчиняющееся специфическим законам переструктурирования особое феноменальное поле, изоморфное динамике нейрофизиологических процессов в мозге, а также реальным ситуациям взаимодействий живого организма со структурами физического поля.
- Исследование уникальных, не повторяющихся событий и явлений с последующим их описанием на основе измерения различных свойств.
- Построение модели, обобщенно фиксирующей структуру и процессы, характеризующие исследуемые объекты.
- Сбор максимального количества опытных данных с их последующим обобщением.
- Обобщение множества явлений на основе выявления закономерностей, которым такие явления подчиняются.
- Установление межпредметных и внутрипредметных отношений и связей, а также их последующее обобщение.
- Побуждения и направленность активности, изменения направлений активности, а также продуктивности и качества реализации действий.
- Избирательность, сосредоточенность, а также контроль и коррекция получаемых результатов при выполнении разнообразных действий.
- Совокупность физиологических (психофизиологических) свойств индивида, определяющих динамические особенности протекания психических процессов, действий, поведения человека.
- Удаление неприятного (аверсивного) стимула вслед за ожидаемым поведением.
- Удаление положительного стимула вслед за нежелательным (устраняемым) поведением.
- Предъявление неприятного (аверсивного) стимула вслед за нежелательным (устраняемым) поведением.
- Предъявление положительного стимула вслед за ожидаемым поведением.
- Формирование и развитие у субъекта таких умственных операций и действий, которые позволяют анализировать собственные направления жизнедеятельности.
- Переживания организмом нужды в форме внутренних органических состояний, которые побуждают к активности.
- Формирование и развитие интеллектуальных способностей субъекта.
- Изменения избирательности и направленности различных видов действий и направлений жизненной активности.
- Регистрируемые субъектом результаты психических процессов в форме представлений и понятий составляют многообразие феноменологии и характеризуют диапазон рефлексивных возможностей субъекта.
- Физические характеристики внешних воздействий на органы чувств и характеристики физиологических процессов в органах чувств не имеют ничего общего с субъективными ощущениями и переживаниями различных модальностей.
- Скорость проведения нервного импульса по нервному волокну во многом определяет максимальную скорость осуществления субъектом простой сенсомоторной реакции в ответ на внешний раздражитель.
- В психологии существует множество гипотез и теорий, направленных на объяснение одних и тех же психических явлений.
- Существует ряд наследуемых способностей, которые определяют основные направления индивидуальной жизненной активности и на основе которых в течение индивидуальной жизни у человека в различных видах деятельности и в общении с другими людьми формируются все более сложные производные способности.
- Способности формируются и развиваются на основе процессов научения в течение индивидуальной жизни субъекта. При этом наследственность не оказывает никакого влияния на формирование человеческих способностей.
- Формирование способностей это результат взаимодействия врожденных психических влияния внешних факторов окружающей среды.
- На протяжении индивидуальной жизни, по мере включения в различные виды деятельностей и овладения разнообразными действиями, у каждого человека на основе задатков формируется индивидуальный диапазон способностей. Человеческие способности имеют общественно-исторический характер происхождения.
- Получение конечного результата в любой человеческой деятельности предполагает выполнение множества взаимосвязанных и согласованных действий, каждое из которых предполагает получение промежуточного результата или продукта и состоит из конкретных двигательных приемов – операций.
- Любая человеческая деятельность предполагает определенное количество затраченного на изготовление продукта труда – использование и затрату временных, психологических и энергетических ресурсов, которыми располагает человек, включаясь в общественное производство.
- Любая активность человека: а) по отношению к мотивам выступает в качестве деятельности; б) по отношению к предполагаемым целям – в качестве действия или системы действий; в) по отношению к психической ориентировке, планированию и исполнению в конкретных условиях – как система операций.
- В основе выполнения человеком любого действия или деятельности лежат разные психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление и другие.
- Задатки функционально многозначны и могут лежать в основе развития разных умений и способностей.
- Биологическими предпосылками и условиями развития способностей являются задатки – морфологические (анатомические) и функциональные (физиологические) особенности строения мозга, органов чувств, опорно-двигательного аппарата и других систем организма.
- На протяжении индивидуальной жизни, по мере включения в различные виды деятельностей и овладения разнообразными действиями у каждого человека на основе задатков формируется индивидуальный диапазон способностей.
- Содержание и диапазон человеческих задатков изменяется по мере включения субъекта в различные виды человеческих действий и деятельностей, вслед за изменением содержания различных видов способностей.
- Строгая формулировка объяснительных оснований: гипотез, постулатов, моделей.
- Отсутствие противоречий с содержанием объяснительных оснований, на которых строятся другие теории.
- Указание предметной отнесенности теории – диапазона фактов и явлений, которые получают объяснение.
- Возможность логически непротиворечиво давать объяснения соответствующему диапазону фактов и явлений, а также предсказывать новые явления и факты, которые выводятся из системы теоретических предположений и обнаруживаются при организации наблюдений и экспериментов.
- Для анализа эмоциональных состояний необходимо выделить и оценить соответствующие им характерные особенности: а) представлений и мышления; б) поведения в) субъективных (осознаваемых) переживаний.
- Существует восемь фундаментальных биологических функций поведения организма, направленных на приспособление к среде обитания и включающих следующие функциональные компоненты: а) выделение и опознание специфических стимулов; б) когнитивный анализ и оценка стимулов; в) изменение специфических субъективных эмоционально-мотивационных переживаний и состояний организма; г) активация автономной и центральной нервной системы; д) побуждение к специфическим особенностям поведения; д) специфические мышечно-двигательные механизмы реализации поведения:
- Чувственные (эмоциональные) процессы можно графически описывать (изображать) на модели трехмерного «гедонического пространства» с биполярными осями, выделяя определенные маршруты-формы. Устойчивые «формы течения чувств» образуют индивидуальные особенности аффектов (радость, печаль, гнев и т.д.).
- Формирование новых эмоций и их перенос на другие объекты, а также угашение эмоций и эмоциональных реакций происходит на основе механизмов классического и оперантного обусловливания. При этом на взаимодействия с одним и тем же объектом у разных людей (животных) могут быть сформированы разные эмоциональные реакции.
- Возникновением чувствительности у живых организмов – способности ориентироваться и перемещаться в направлении жизненно важных раздражителей, которые имеют биологический смысл (биологическое значение), посредством стимулов, имеющих сигнальный характер.
- Эволюционной дифференциацией головного ганглия и формированием головного мозга у животных организмов.
- Дифференциацией у многоклеточных организмов органов чувств, которые обеспечивают возможность для появления ощущений.
- Появлением психических образов и представлений, на которые опираются животные организмы во взаимодействиях с окружающей средой.
- Формирование и развитие психики детерминировано присвоением (усвоением) общественно-исторического опыта в совместной деятельности и общении.
- Необходимым условием для развития психических функций в онтогенезе выступает головной мозг.
- Необходимым этапом развития является игровой период, в течение которого идет овладение разнообразными операциями и действиями, результаты которых не имеют непосредственного биологического или социального значения.
- Биологическое созревание мозга является только необходимым условием для формирования и развития психики. Причиной формирования и развития психических функций выступают активные взаимодействия с внешним предметным миром.
- На основе исследования множества явлений и регистрации фактов производится их последующее обобщение.
- На основе выдвижения предположений о возможных ненаблюдаемых причинах явлений планируются и организуются эмпирические исследования с целью верификации гипотез.
- Для описания и моделирования различных явлений постулируются и фиксируются умозрительные предметы в знаково-символической форме и разрабатываются правила их преобразования.
- На основе теоретического прогноза регистрируются новые факты.
- Психокинез – способность воздействовать на физические объекты или события «силой» мысли, «психической энергией».
- Ясновидение – получение сведений об объектах или событиях, расположенных за пределами текущей ситуации, без использования органов чувств и известных технических средств.
- Телепатия – передача одним человеком мыслей другому человеку без использования каких-либо известных органов чувств (отсутствуют органы чувств или физические носители стимула, воздействующего на рецепторы).
- Синестезия – при воздействии физических раздражителей на один из органов чувств у субъекта актуализируются ощущения, характерные для других органов чувств.
- Способности это совокупность обобщенных знаний, умений и навыков, которые частично наследуются, а частично приобретаются человеком на протяжении индивидуальной жизни, и которые обеспечивают возможность включения в различные виды деятельности.
- Способности – это формирующиеся в онтогенезе на основе задатков индивидуально-психологические свойства, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности (действий) и обнаруживающиеся по различиям в динамике овладения необходимыми для такой деятельности знаниями, умениями, навыками.
- Способности – это передаваемые по наследству особенности анатомического строения и физиологических функций организма, которые предопределяют успешность включения в определенные виды деятельностей и овладение соответствующими действиями.
- Способности – это наследуемые компоненты знаний, умений, навыков, которые могут достраиваться и развиваться на протяжении индивидуальной жизни.
- Актуализация внешними стимулами ожиданий предстоящих событий (зависимость от апперцепции): напряжение – разрешение.
- Актуализация внешними стимулами переживаний полезности-опасности условий окружающей среды.
- Актуализация внешними стимулами побуждений к активности или пассивности: возбуждение – успокоение.
- Позитивное или негативное значение воздействующих стимулов для субъекта: удовольствие – неудовольствие.
- Для понимания активности живого организма следует изучать не «функции» отдельных органов и систем организма, а их координированное взаимное содействие, направленное на получение конкретного результата. Активность живого проявляется не в ответе на прошлое событие, а в подготовке и обеспечении возможных результатов в будущем.
- Процессы формирования и реализации условных рефлексов представляет собой высшую нервную деятельность (ВНД), которая функционально обеспечивается корой головного мозга. ВНД есть результат взаимодействия двух нервных процессов – возбуждения и торможения в коре головного мозга.
- Двигательные действия животных организмов реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций со стороны различных органов чувств (афферентных, рецепторных систем), следящих за выполнением движения и обеспечивающих возможность его эфферентной регуляции.
- В результате самостоятельных активных поисковых действий животный организм получает подкрепление и в последующем начинает воспроизводить те формы поведения, которые предшествовали подкреплению.
- Сангвинический темперамент.
- Флегматический темперамент.
- Холерический темперамент.
- Меланхолический темперамент.
- Научным признается такое теоретическое знание, которое позволяет дать объяснение максимальному количеству явлений.
- Теория подтверждается, если ее положения и предсказания согласуются с фактами. Чем большее количество фактов согласуется с теорией, тем в большей степени теория становится научно состоятельной.
- Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе немногочисленных эмпирических опровержений.
- Научным признается только такое теоретическое знание, которое потенциально может быть признано ложным в процессе эмпирической проверки. Для опровержения теории достаточно одного противоречащего ей факта.
- От внешних материальных (практических) форм действий к умственным, «идеальным» действиям над значениями.
- От разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
- От совместных с другими людьми форм целеполагания и достижения результатов к индивидуальным самостоятельным формам целеполагания и выполнения действий.
- От подчинения действия сознательной цели к его последующему преобразованию в самостоятельную деятельность.
- Способности формируются на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических особенностей организма.
- Каждый младенец рождается с индивидуальным диапазоном способностей, которые могут быть развиты и реализованы в определенных видах человеческой деятельности.
- О способностях можно судить по быстроте, легкости, прочности усвоения знаний, умений, навыков.
- Способности формируются по мере включения человека в процессы организации и выполнения новых действий и проявляются в различных деятельностях.
- Такие формы поведения в системе отношений между людьми, которые приобретаются человеком в отсутствии внешнего подкрепления путем научения через наблюдение за образцами поведения других людей.
- Тип научения, при котором нейтральный раздражитель многократно сочетаясь с безусловным раздражителем-стимулом начинает вызывать определенную реакцию (певедение) животного организма после того, как такая реакция (поведение) подкрепляется биологически значимым результатом.
- Тип научения, когда на основе повторного выполнения (упражнения) фиксируется новая система двигательных приемов, обеспечивающих решение определенной биологической задачи.
- Тип научения, при котором в результате самостоятельных активных поисковых действий животный организм получает подкрепление и в последующем начинает воспроизводить те формы поведения, которые предшествовали подкреплению.
- Чем более комфортно и эмоционально позитивно для ребенка организован процесс обучения, тем большее влияние он оказывает на личностное и интеллектуальное развитие детей.
- При обучении ребенка взрослый должен ориентироваться не на то, что ребенок может выполнять самостоятельно («зона актуального развития») а на то, что ребенок способен выполнить с помощью взрослого в совместных действиях, что составляет «зону ближайшего развития».
- Высшие психические функции человека исходно формируются во внешних, разделенных с другими людьми действиях, и лишь затем становятся индивидуальными и приобретают умственные формы.
- Обучение и воспитание – это основные и необходимые детерминанты развития высших психических функций человека.
- Люди с различными задатками могут овладевать одинаковыми видами действий и деятельностей. В результате формируются сходные способности.
- В основе формирования и развития различных способностей у разных людей могут лежать одни и те же задатки.
- Развитие каждой способности предполагает наличие у человека строго определенных задатков; при наличии которых формируются определенные способности.
- Задатки функционально многозначны и могут лежать в основе развития разных умений и способностей.
- Бихевиористической теории научения Б.Скиннера.
- Теории врожденного психогенотипа В.Шелдона.
- Гуманистической теории личности К.Роджерса.
- Социально-когнитивной теории научения. А.Бандуры.
- Знаково-символические средства становятся объектом специальных действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом содержании.
- В отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание.
- При исследовании объекта выделяются различные свойства, которые фиксируются с помощью знаково-символических средств.
- Используются системные знаково-символические средства с целью фиксирования иерархической категоризации различных понятий, на основе которой осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей.
- Осознанная организация побуждения к действию, организация мотивации к осуществлению действия.
- Осознание отношений цели действия к различным мотивам.
- Осознание отношений цели действия к способам и средствам ее достижения.
- Осознание отношений между индивидуальными мотивами и целями, с одной стороны, и ожиданиями других людей, а также общественными ожиданиями – с другой.
- Существует 10 фундаментальных эмоций, которые имеют ряд характеристик: имеют специфический нервный субстрат; имеют характерные мимические и нервно-мышечные комплексы; имеют характерное субъективное феноменологическое качество (переживание); возникли в процессе эволюции как один из механизмов адаптации; вызывают различные эффекты в поведении и сознании.
- В возникновении эмоциональных переживаний центральное значение имеет когнитивное предвосхищение и оценка субъектом: а) возможной пользы, вреда или опасности ситуации; б) возможности достижения намеченных результатов в условиях данной ситуации
- Не физиологические процессы, а субъективные переживания выступают в качестве носителей психических образов, представлений, понятий и являются онтологической основой (субстанцией) для фиксирования образов, мыслей, идей. Основой образов, представлений и понятий исходно является амодальная «чувственная ткань» субъективных переживаний-чувств, которые объединяют и связывают впечатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия с предметным миром.
- Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, возникающее в результате появления неожиданного препятствия и блокирования поведения, которое обеспечивает достижение ожидаемых целей. Интенсивность фрустрации тем выше, чем более значим мотив, чем ближе субъект к достижению поставленной цели и чем более неожиданно препятствие.
- Физиологическое «созревание» головного мозга и нервной системы в процессе индивидуального развития организма.
- Ориентировочно-исследовательские формы активности живого организма, формирующиеся во взаимодействиях с предметами окружающего мира.
- Кора головного мозга и подкорковые отделы центральной нервной системы.
- Наследственно (генетически) заложенные психические функции и инстинкты.
- При осуществлении волевого действия человек испытывает переживание «свободы воли» – зависимость поведения от своего произвольного субъективного выбора и усилия.
- Волевые действия связаны с эмоциональным переживанием самоограничения, отказом от сильных актуально присутствующих влечений, что субъективно фиксируется как переживание «волевого усилия».
- Волевая регуляция свидетельствует о развитии у человека разнообразных волевых качеств и свойств.
- В основе волевой регуляции лежит намеренное, произвольное изменение или создание дополнительного смысла действия, путем связывания его с другими мотивационными отношениями, что позволяет усилить или ослабить побудительную силу исходного мотива.
- В качестве научного факта признается только то, что может наблюдать каждый человек в повседневной жизни.
- Факты образуют область описательных научных знаний: описание явлений, на основе измерения или регистрации с помощью приборов их свойств.
- Факты – это следствия, которые дедуктивным путем выводятся из теоретических гипотез.
- Научные факты собирают и фиксируют посредством тщательного наблюдения и словесного фиксирования результатов наблюдения.
- Множество явлений, которые обозначаются и замещаются знаково-символическим средством и которые располагаются в объективном мире.
- Индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.
- Материальная форма знака, доступная восприятию субъекта.
- Система устойчивых обобщений (представлений, понятий, умственных действий), которые актуализируются у субъекта при использовании знака.
- Это способы ориентировочно-исследовательской активности живого организма, которые обеспечивают выделения целостных предметов и явлений в окружающем мире на основе избирательной организации сенсорных данных, получаемых с помощью органов чувств.
- Это познавательный психический процесс, который обеспечивает преобразования непосредственно воспринимаемой органами чувств сенсорной информации в образы целостных предметов и явлений.
- Это психический процесс, обеспечивающий отражение целостных предметов и явлений окружающего мира на основе функционирования органов чувств.
- Это процессы переработки информации, поступающей от органов чувств в головной мозг, результатом которых выступает построение образов предметов и явлений.
- Система формирующихся отношений и связей между внешними воздействиями среды и поведением организма.
- Система функций, которые обеспечивают живому организму ориентировку в окружающем мире и организацию на основе ориентировки целенаправленных форм деятельности, действий, поведения.
- Система механизмов в нервной системе живого организма, которые обеспечивают переработку и накопление информации, поступающей через органы чувств из внешнего мира.
- Душа человека, характеризующаяся индивидуальностью и неповторимостью.
- Психика это организующееся и подчиняющееся специфическим законам переструктурирования особое феноменальное поле, изоморфное динамике нейрофизиологических процессов в мозге, а также реальным ситуациям взаимодействий живого организма со структурами физического поля.
- Психика представляет собой систему процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей через органы чувств из внешней среды, а также из внутренней среды организма (когнитивная психология).
- Психика представляет собой систему формирующихся на основе механизмов научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением.
- Психика это душа, не имеющая материальных оснований.
- Процессы интериоризации ориентировочных компонентов предметно-практических действий, состав которых фиксируется с помощью языковых (знаково-символических) средств.
- Нейропсихические функции головного мозга человека.
- Многократное установление межпредметных связей и отношений в сходных ситуациях, которые образуют представления и понятия и составляют основу умственных действий.
- Умение человека использовать графические знаково-символические средства – овладение чтением и письмом.
- Переключение врожденных потребностей и мотивов на новые объекты в окружающем мире.
- Система социальных и предметно-практических задач, которые ставятся перед ребенком обществом и окружающими людьми и которые должен научиться разрешать ребенок на каждом этапе возрастного развития.
- Процесс закономерной смены разных типов ведущей деятельности на основе формирования соответствующих типов мотивационных отношений к людям и предметам человеческой культуры.
- Различия в способах организации психической ориентировки, которые лежат в основе выполнения предметных действий и межличностных отношений.
- Теории научения в бихевиоризме: Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер.
- Когнитивные теории мотивации: Л. Фестингер, Ф. Хайдер
- Психодинамические теории: З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг.
- Психологическая теория деятельности.
- В тех ситуациях, когда человек выполняет ряд действий, которые не согласуются с его убеждениями и мотивами, возникает познавательное противоречие. Такое противоречие часто устраняется путем неосознаваемого изменения субъектом собственных убеждений и мотивов. В результате изменяются и формируются новые мотивы.
- Источником формирования и развития мотивационной сферы человека выступает овладение субъектом определенными действиями, содержание, результаты и цели которых могут приобретать для человека самостоятельный личностный смысл. Такие цели и действия могут преобразовываться в самостоятельный мотив.
- Мотивационные отношения формируются по мере накопления информации об окружающем мире и формирования новых когнитивных механизмов обработки информации.
- Активность живого организма исходно побуждается внутренним мотивационным состоянием, которое зависит от врожденных первичных потребностей: голод, жажда, избегание боли, продолжение рода и т.д. Все новые формы направленной предметной активности (вторичные потребности, мотивационные отношения), живые организмы приобретают на основе механизмов классического и оперантного научени
- Потребность – переживание организмом нужды в форме внутренних органических и эмоциональных состояний, связанное с зависимостью организма (субъекта, личности) от внешних условий существования и побуждающее к двигательной и психической активности.
- Потребности – это психические процессы, обеспечивающие избирательность и направленность поведения животных организмов в окружающей среде.
- Потребности – это периодически возникающие негативно переживаемые психические состояния, которые у людей имеют общественно-исторический характер происхождения и требуют постоянного удовлетворения (устранения).
- Потребность – неосознаваемая предрасположенность человека определенным образом действовать в определенных ситуациях, направленная на обладание каким-либо объектом или на включение в какой-либо вид активности.
- Анализ и обобщение способов построения объяснений.
- Предсказание наблюдаемых и регистрируемых явлений и событий.
- Объяснение наблюдаемых и регистрируемых явлений и событий.
- Теоретическое обобщение фактов и явлений.
- Это предположение исследователя о причинах, лежащих в основе изучаемого явления.
- Это формулировка того, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.
- Это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.
- Это относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта или явления, которую предполагается исследовать.
- Подтверждаются и согласуются с широким диапазоном фактов и явлений.
- Обеспечивают объединение и классификацию предметов и явлений с позиций единого способа объяснения.
- Обеспечивают объединение и классификацию предметов и явлений по регистрируемым или измеряемым основаниям.
- Обеспечивают классификацию фактов и явлений в определенной предметной области.
- Фиксирование описаний и интерпретаций разными людьми субъективных форм эмоциональных состояний и переживаний на основе и их осознания.
- Фиксирование физиологических (вегетативных) и нейрофизиологических процессов в организме, связанных с эмоциональными состояниями.
- Фиксирование внешних форм выражения эмоциональных переживаний в мимике, пантомимике, речевых интонациях.
- Использование технических средств, позволяющих измерять физиологические реакции организма, возникающие в ответ на эмоциогенные внешние факторы.
- Активной овладение субъектом в течение жизни способами реализации социальных отношений и межличностных взаимодействий.
- Формирование самосознания, обеспечивающее овладение нравственными нормами и правилами поведения в обществе.
- Анатомические и функциональные особенности человеческого организма (прежде всего органов чувств и ЦНС).
- Передаваемые по наследству качества и особенности поведения, например, в форме «коллективного бессознательного».
- Теоретические знания о психических явлениях представляют собой последовательное, логически упорядоченное изложение содержания основных сведений о какой-либо области психологии.
- Теории в науке обобщают явления и факты с позиций единого способа объяснения.
- Теоретические знания в психологии обеспечивают объяснение, предсказание и обобщение феноменов и фактов.
- Психологические теории возникают на основе выдвижения объяснительных гипотез с их последующей эмпирической верификацией.
- ингибицией
- перцепцией
- интенцией
- фасилитацией
- тенденцией
- Маркс
- Спиноза
- Декарт
- Лейбниц
- А.Тверски
- Д.Гилберт
- С.Плаус
- В.Смит
- Д.Ариэли
- Д.Канеман
- Дж.Стоунер
- М. Райхле
- Л.С.Выготский
- П.К.Анохин
- Б.Скиннер
- К.Левин
- С.Ли
- Л.Фестингер
- С.Аш
- С.Милгрем
- А.Тверски
- Д.Канеман
- М.Шериф
- к числу
- к местности
- шнурка к ботинку
- катера к причалу
- С.Ли
- В.Смит
- Г.Тард
- А. Тверски
- Д.Канеман
- М.Шериф
- С.Аш
- Д.Канеман
- Л.Фестингер
- К.Левин
- А.Тверски
- М.Шериф
- С.Московиси
- К.Левиным
- Э.Торндайком
- С.Л.Рубинштейном
- Б.Скиннером
- толерантностью
- эффективностью
- инкорпоративностью
- сплоченностью
- устойчивостью
- П.Я. Гальперин
- Б.Ф.Ломов
- Э.Торндайк
- У.Джемс
- Д.Макклелланд
- Космонавтов
- Рыбаков
- Путешественников
- Подводников
- Моряков
- Психоэкономистами
- Эконометристами
- Поведенческими экономистами
- «Заставь дурака богу молиться, он себе весь лоб расшибет»
- «Утро вечера мудренее»
- «Синица в руках, лучше, чем журавль в небе»
- «Баба с возу – кобыле легче»
- Ж.Пиаже
- А.Адлер
- Дж.Брунер
- З.Фрейд
- Б. Скиннер
- Психодиагностика
- Психоаккустика
- Психотехнология
- Психофизика
- Редукционизм
- Конвергенция
- Позитивизм
- является свойством тела
- взаимодействует с телом в эпифизе
- существует отдельно от тела
- Сложности
- Привлекательности
- Убедительности
- Надежности
- Валидности
- Софью
- Дженифер
- Марию
- Джейн
- Линду
- П.К Анохин
- А.В.Брушлинский
- А.Н.Леонтьев
- Я.А.Пономарев
- Б.Ф.Ломов
- Феноменом С.Лема
- Феноменом бумеранга
- Парадоксом рациональности
- Парадоксом Лапьера
- Структуры мозга, отвечающие за принятие экономических решений
- Отражение в сознании человека экономических процессов
- Применение в экономике математических моделей, называемых нейронными сетями
- Глаз и ухо
- Мозг и мысль
- Глаз и мозг
- Рука и мозг
- Глаз и рука
- психофизиологическим взаимодействием
- психофизиологическим парадоксом
- психофизиологическим параллелизмом
- Сплоченная группа людей, интересы и задачи которых направлены на выполнение деятельности, способствующей развитию государства, строящего социализм
- Любая группа людей, выполняющая любую совместную деятельность
- Группа людей, занимающаяся предпринимательством
- Сплоченная группа людей
- компетенции
- саморегуляции
- направленности
- Г.Хакен
- К.Г.Юнг
- К.Левин
- Ф.Энгельс
- Д.Канеман
- Ф.Ницше
- А.Адлер
- Ф.Зимбардо
- К.Шульц
- Э.Пресли
- Д.Фоггерти
- А.Бандура
- С.Милгрем
- Г.Ю.Айзенк
- К.Сантана
- Чем выше мотивация деятельности, тем выше ее эффективность
- Чем больше информации обрабатывает человек, тем больше ошибок он делает
- Чем выше величина стимула, тем выше дифференциальные пороги чувствительности
- психики и мозга
- души и тела
- психики и души
- Применения математики для описания процессов мышления.
- Отражения в психике окружающего мира
- Взаимодействия психологов с представителями естественных наук (физика, химия и др.).
- Коллективным бессознательным
- Межличностных отношений
- Природной склонностью людей к творчеству
- Производительных сил и производственных отношений в обществе
- существует отдельно от тела
- является свойством тела
- взаимодействует с телом в эпифизе
- рюмки
- графина
- чашки
- чайника
- Подтверждение выдвинутой эмпирической гипотезы может служить основанием к утверждению новой научной теории.
- Подтверждение выдвинутой эмпирической гипотезы может служить основанием к подтверждению уже имеющейся научной теории
- Опровержение выдвинутой эмпирической гипотезы дает основания: а) к опровержению научной теории, в рамках которой формулировалась гипотеза; б) к принятию или выдвижению других альтернативных гипотез.
- Подтверждение выдвинутой гипотезы дает основания: а) доказать истинность соответствующей научной теории; б) завершить поиск других способов научных объяснений (теорий) в данной научной области.
- Использование измерительных средств и приборов для строгой регистрации явлений.
- Верификация теоретических гипотез специально организованными экспериментальными исследованиями.
- Сведение с целью объяснения сложных психических явлений к явлениям более простым.
- Использование математических моделей с целью описания определенной группы психических явлений.
- Корреляционные исследования – направлены на получение знаний о причинно-следственных связях между различными явлениями.
- Прикладные исследования – направлены на использование имеющихся знаний для решения практических задач.
- Фундаментальные исследования – направленные на глубокое познание реальности без учета практического эффекта от последующего применения знаний.
- Экспериментальные исследования позволяют наиболее строго подтвердить или опровергнуть верность теоретических гипотез.
- Субъект, строящий объяснение, мысленно «уподобляется» состояниям, мнениям, переживаниям другого субъекта и по аналогии со своим жизненным опытом дает объяснение его психическим или поведенческим особенностям.
- Объяснения строятся от указания на цели и способы их достижения, отнесенные в будущее (достижение возможных событий и явлений) – к указанию способов организации необходимых для этого условий в настоящем.
- Объяснения строятся путем указания на явления, выступающие в качестве причин в прошлом, которые вызывают явления (следствия) в настоящем или их возможные изменения в будущем (прогноз).
- Истолкования фактов, событий, процессов без опоры на достоверные объяснительные основания, опора на мнения и недостаточно осознаваемые или недостаточно верифицированные гипотезы.
- Темп действий – число исполнительных операций выполняемых в единицу времени.
- Реактивность – сила реакции на внешние и внутренние раздражители, а также темповые характеристики деятельности – число операций, действий, выполняемых в единицу времени.
- Эмоциональная возбудимость (нейротизм), а также сензитивность (чувствительность) – возникновение психической реакции на раздражитель наименьшей силы.
- Способность самостоятельно ставить перед собой цели, а также интернальность – склонность к самостоятельному контролю в организации своей жизни и деятельности.
- Система функций, которые обеспечивают живому организму ориентировку в окружающем мире и организацию на основе ориентировки различных форм целенаправленного поведения.
- Система формирующихся отношений и связей между внешними воздействиями среды и изменениями реакций и поведения организма.
- Изучение закономерностей формирования и развития психических функций и сознания.
- Система механизмов в нервной системе живого организма, которые обеспечивают переработку и накопление информации, поступающей через органы чувств из внешнего мира.
- Первоосновой всего в мире выступает духовная субстанция – индивидуальный или всеобщий разум, дух, бог.
- Психика это особое свойство, присущее любому материальному явлению. Любое материальное явление характеризуется определенной степенью одушевленности.
- Любому явлению в мире одновременно присущи психические и физические (материальные) свойства. Психика представляет особое свойство, присущее любому материальному телу; существует градация степеней одушевленности всего материального (Спиноза).
- Первоосновой всего в мире выступают материальные явления. Психика это особые функции живых организмов, формирующиеся в процессе эволюции.
- Субъективного идеализма.
- Объективного идеализма.
- Материализма.
- Философского дуализма.
- Субъективного идеализма.
- Объективного идеализма.
- Философского дуализма.
- Материализма.
- Философская позиция, утверждающая, что познавательный психический опыт субъекта исходно основывается на врожденных, априорных (доопытных), передаваемых по наследству умственных способностях.
- Философская позиция, утверждающая, что преимущественно жизненный и психический опыт познающего субъекта основывается на мыслительных способностях, опирается на разум, направляется умственными способностями.
- Философская позиция, утверждающая, что исходно и преимущественно жизненный и психический опыт субъекта основывается на непосредственно-чувственном познании, на функционировании органов чувств: знания и умения исходно формируются на основе ощущений, которые субъект получает через органы чувств.
- Философская позиция, утверждающая, что познавательный психический опыт субъекта исходно основывается на взаимодействиях с окружающим предметным миром и начинает формироваться только после рождения.
- Пространственная структура результатов сенсорно-перцептивного процесса (метрика образа) не соответствует собственной метрике органа (мозг, нервная система, орган чувств), который реализует сенсорно-перцептивный процесс.
- Физические характеристики внешних воздействий на органы чувств и характеристики физиологических процессов в органах чувств и нервной системе не имеют ничего общего с субъективными ощущениями различных модальностей.
- При осознании у себя наличия речевых способностей носители языка не осознают то, каким образом им удается выбирать необходимые слова и синтаксические средства для построения речевых высказываний.
- Регистрируемые субъектом психические процессы и их результаты формулируются только в терминах свойств объекта и не поддаются формулированию в терминах физиологических и нейрофизиологических процессов.
- Исследование отношений между психическим образом и предметной перцептивно-двигательной ориентировочно-исследовательской активностью животного организма в окружающем мире.
- Исследование отношений между психическим образом и нейрофизиологическими процессами в мозге.
- Исследование отношений между особенностями психики людей и предметами человеческой культуры.
- Исследование отношений между образом объекта и реальным объектом. Выяснение того, насколько верно результаты непосредственно чувственного и рационального познания отражают свойства объектов.
- Формирование и развитие психических функций и способностей зависит от влияния внешних условий и влияния социального окружения.
- Формирование и развитие психических функций и способностей это результат взаимодействия врожденных структур и влияния факторов окружающей среды.
- Формирование и развитие психических функций и способностей предопределено врожденными и генетически обусловленными задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен.
- Формирование и развитие психических функций и способностей реализуется на основе анатомо-физиологических особенностей организма (задатков) как результат активных взаимодействий животных организмов с окружающей средой.
- Между формирующимися в онтогенезе психическими функциями и локализацией активности в отделах головного мозга у разных людей отсутствуют взаимно однозначные отношения.
- Пространственная структура психического образа, как результата сенсорно-перцептивного процесса не соответствует пространственной структуре органа, который реализует сенсорный процесс.
- Физические характеристики внешних воздействий на органы чувств и характеристики физиологических процессов в органах чувств не имеют ничего общего с субъективными ощущениями различных модальностей.
- Скорость проведения электрохимических импульсов по нервным волокнам оказывает влияние на временные особенности протекания психофизиологических явлений.
- Для формирования и развития психических функций.
- Для широкого диапазона вариаций анатомических структур и биохимических, физиологических, мышечно-двигательных функций развивающегося организма.
- Для актуализации накопленного в череде поколений людей коллективного бессознательного опыта, который закрепляется в генотипе и предопределяет развитие личностных особенностей.
- Для строго предопределенного развития фенотипических признаков.
- Родители могут передавать детям те физические и психические качества, которые они развивали в себе, тренируясь и приобретая жизненный опыт.
- В сообществах людей присутствуют культурно-исторические (общественно-исторические) формы социального наследования. Наблюдается устойчивое формирование и транслирование психических функций из поколения в поколение без их генетической фиксации и наследования.
- Психические функции актуализируются, формируются и развиваются по мере включения анатомических структур, а также биохимических, физиологических и мышечно-двигательных функций развивающегося организма в обеспечение процессов ориентировки в окружающей среде и организацию на их основе взаимодействий организма с окружающей средой.
- Для развивающегося эмбриона и плода человека исходно в качестве окружающей среды выступает организм матери (пренатальная окружающая среда). Изменения питания, секреции желез и других параметров состояния организма матери может оказать существенное и продолжительное влияние на структурно-функциональную дифференциацию и развитие тканей и органов эмбриона и плода.
- Врожденная способность к использования языка позволяет каждому человеку включиться в реализацию межличностных и социальных отношений.
- Включаясь в человеческие действия, языковые средства позволяют людям обмениваться сообщениями, планировать и организовывать взаимодействия, фиксировать и вопроизводить результаты познавательной деятельности.
- С помощью языковых знаков, обмениваясь речевыми сообщениями, люди передают друг другу различную информацию, которая сложным образом кодируется в нервной системе человека.
- Язык, используемый в речевых действиях, включает ряд взаимосвязанных уровней организации: фонемный, морфемный, лексемный, уровень синтаксических способов построения предложений.
- Предметный образ исходно формируется в результате воздействий на органы чувств разнообразных внешних раздражителей и фиксируется в форме воспроизводимых в мозге представлений и понятий.
- Вторичный образ (представление) – это результат сокращенного выполнения определенных ориентировочно-исследовательских операции и действий в отсутствие объекта.
- В процессы решения различных задач и организацию действий психический образ включается в качестве ориентировочной основы.
- Ориентировочно-исследовательские операции в составе действий являются исходной причиной формирования психического образа.
- Всякое действие и всякую цель можно рассматривать в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как имеющее личностный смысл.
- В действии, на основе ориентировочных операций порождается и развивается психический образ. По мере своего формирования психический образ, в свою очередь, начинает во многом предопределять протекание подобных действий и ориентировать их в процессе реализации.
- Всякое действие и всякую цель можно рассматривать в объективных предметных связях и отношениях – как имеющее объективное значение.
- Действия представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации и контроля целенаправленной активности.
- Мышление это способы психической ориентировки, обеспечивающие установление и последующее обобщение межпредметных отношений и связей в процессах планирования и реализации практических и умственных действий. Такие способы ориентировки совершенствуются и обобщаются.
- Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий опосредствованное и обобщенное отражение действительности на основе установления межпредметных связей и отношений.
- Мышление – это способность выполнять умственные действия и решать различные задачи, которые предполагают оперирование обобщенными и абстрактными представлениями.
- Мышление представляет собой наиболее сложные механизмы переработки информации в кратковременной (оперативной) памяти, поступающей из внешнего мира и из долговременной памяти.
- На ранних этапах исторического развития люди создавали язык, благодаря чему появилась возможность планировать способы выполнения совместной деятельности и распределять между членами сообщества отдельные действия.
- Исторически первична совместная практическая деятельность, где имеется общий мотив для всех участников деятельности и общие цели действий.
- Специализация субъектов в выполнении отдельных действий ведет к разделению труда и дифференциации новых видов человеческой деятельности.
- В процессе развития человеческой деятельности отдельные субъекты начинают специализироваться в выполнении действий планирования, организации, исполнения, контроля. В результате формируются производные виды человеческой деятельности, которые оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной.
- Одна потребность может лежать в основе разных мотивов (мотивационных отношений).
- Существуют первичные, врожденные, витальные мотивы и вторичные приобретенные мотивы в определенных формах жизнедеятельности и предметах.
- Один мотив может обеспечивать удовлетворение разных потребностей.
- Мотивы – это сложные психологические образования, которые побуждают и направляют активность, поведение, деятельность человека.
- Врожденные автоматизированные последовательности двигательных актов, которые реализуются вслед за определенным раздражителем.
- Формы поведения животных, которые приобретаются на протяжении индивидуальной жизни и обеспечивают приспособление к видотипичным условиям обитания.
- Наличие ключевых раздражителей (релизеров), представляющих собой свойства предметов или особенности ситуации, которые служат сигналами для осуществления определенной формы инстинктивного поведения.
- Врожденная предрасположенность животных организмов к видотипичным формам реакций и организации поведения в определенных условиях.
- Индивидуальное поведение структурируется и определяется тем, как человек прогнозирует и истолковывает события, опираясь на «личностные конструкты» – устойчивые способы когнитивной категоризации событий и явлений.
- В основе развития личности человека лежат врожденные неосознаваемые потребности, которые предопределяют основные направления личностного развития человека.
- Личность человека есть индивидуальная совокупность ролевых отношений, которыми овладевает человек, приобретая: а) определенные навыки общения; б) определенный социальный статус (социальное положение в обществе).
- Большая часть новых форм поведения в системе отношений между людьми приобретается человеком в отсутствии внешнего подкрепления путем научения через наблюдение за образцами поведения других людей.
- В понятии фиксируется биологическая принадлежность человека к определенному виду живых организмов, а также анатомо-физиологические особенности человека.
- В понятии фиксируется уникальность и неповторимость сочетания психических особенностей.
- В понятии фиксируется наличие внутренней активности и способности к самостоятельной постановке и достижению целей.
- В понятии фиксируются психологические особенности, которые формируются и проявляются у человека в процессах включения в социальные отношения, овладения социальными отношениями, реализации социальных отношений.
- В качестве движущих сил, лежащих в основе поведения и развития личности человека, выступает два основных инстинкта: а) инстинкт поддержания жизни и продолжения рода, направленный на переживание удовольствия; б) инстинкт уничтожения, разрушения.
- Любой человек по своей природе (врожденно) является добрым и свободным. Главным мотивом поведения человека выступает врожденное стремление к самоактуализации. Нормальные условия для развития личности обеспечиваются тремя основными факторами:
- Человек рождается с потенциально заложенными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности, которые он может реализовать. В процессе индивидуального развития человека последовательно актуализируется и формируется иерархия потребностей. Формирование и развитие такой иерархии в течение жизни образует основу личности:
- Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни – центральный мотив, лежащий в основе развития личности и поведения. Смысл находится в объективном мире. Человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти или построить путем реализации себя в жизни и деятельности.
- В возникновении эмоциональных переживаний центральное значение имеет когнитивное предвосхищение и оценка субъектом: а) возможной пользы, вреда или опасности ситуации; б) возможности достижения намеченных результатов в условиях данной ситуации
- Воздействующие на живой организм стимулы приводят к общему возбуждению вегетативной нервной системы – состоянию недифференцированной активации, которое определяет интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. Недифференцированная эмоциональная активация приобретает форму специфического эмоционального переживания после осмысления и когнитивной оценки ситуации на основе: а) имеющегося опыта, б) актуальных мотивов и интересов.
- Эмоции являются следствием недостатка или избытка сведений для удовлетворения текущих потребностей и мотивов. Возникновение эмоций, их сила и характер зависят от объединения ряда основных факторов: а) величина и специфика актуальной потребности; б) оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе имеющейся информации о средствах, необходимых (Ин) для удовлетворения существующей потребности и о средствах, которые имеются в наличии (Ис) на данный момент времени. (Э= – П (Ин-Ис)
- Имеется два вида далее не разложимых «психических элементов», сочетающихся в более сложные психические образования – ощущения и чувства. Множество всевозможных чувств составляют единый непрерывный континуум, в котором различия и переходы от одного переживания к другому связаны с изменениями «эмоциональных качеств», каждое из которых характеризует любое элементарное чувство: удовольствие – неудовольствие; возбуждение – успокоение; напряжение – разрешение.
- Оценка успешности (не успешности) деятельности и всех факторов, влияющих на достижение успеха.
- Установление, выделение и фиксирование обобщенных межпредметных отношений и связей.
- Переживание и субъективная оценка состояний организма.
- Ориентировка в субъективной значимости (личностном смысле) предметов, явлений, событий.
- Способности формируются путям научения на основе психологических механизмов классического и оперантного обусловливания.
- Психика представляет собой процессы приобретения знаний, сохранения знаний, а также преобразования и оперирование знаниями. Каждый из процессов включает структурные компоненты: а) преимущественно определяющиеся наследственностью; б) преимущественно определяющиеся влиянием внешней среды Соответственно следует выделять три основные группы психических способностей: а) учебные способности; б) интеллектуальные способности; в) творческие (креативные) способности.
- Способность это свойства, которые характеризуют определенную психофизиологическую функциональную систему и которые определяют ее продуктивность и степень индивидуальной выраженности, устойчивости, эффективности. Функционирование такой системы во времени и есть психический процесс. Каждой способности соответствует определенная функциональная система.
- На протяжении индивидуальной жизни, по мере включения в различные виды деятельностей у каждого человека на основе задатков формируется индивидуальный диапазон способностей – обобщенных умений организовывать и выполнять действия, решая определенный диапазон задач. В психологическую структуру способности включается ряд обобщенных функциональных компонентов: ориентировочные операции; операции планирования и организации действий; исполнительные операции.
- Эмоции возникают в процессе эволюции как необходимые приспособительные механизмы, способствующие адаптации животного к условиям обитания. Эмоции охватывают весь организм и осуществляют быструю интеграцию и согласование всех функций организма, с целью достижения биологически полезных результатов и удовлетворения потребностей.
- Существует ограниченный диапазон базовых врожденных эмоциональных переживаний, на основе которых в онтогенезе формируются более сложные производные эмоциональные переживания.
- После регистрации различных раздражителей рецепторами, нервные импульсы поступают в таламус, откуда одновременно направляются: а) в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции; б) в гипоталамус, который вызывает вегетативные изменения в организме.
- Воздействия на организм внешних стимулов вызывают органические (вегетативные), вазомоторные и нервно-мышечные изменения. Переработка в ЦНС импульсов, поступающих от внутренних органов и органов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоциональных переживаний.
- В качестве внешних объективно наблюдаемых форм выражения эмоциональных процессов и состояний в мимике, пантомимике, невербальных (экспрессивных) компонентах речи, непроизвольных движениях субъекта.
- Как объективно регистрируемые изменения физиологических (вегетативных) и нейрофизиологических функций организма.
- Путем введения и использования объективных единиц измерения, позволяющих строго регистрировать эмоциональные состояния и процессы.
- Эмоциональные явления могут регистрироваться и измеряться:
- Как осознаваемые субъектом формы переживания субъективных состояний организма и субъективных отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
- Существует 10 фундаментальных эмоций, которые имеют ряд характеристик: имеют специфический нервный субстрат; имеют характерные мимические и нервно-мышечные комплексы; имеют характерное субъективное феноменологическое качество (переживание); возникли в процессе эволюции как один из механизмов адаптации; вызывают различные эффекты в поведении и сознании.
- Эмоции включаются в состав инстинктивных действий, выполняя сигнальную функцию и мобилизуя организм на решение определенных приспособительных задач. Связанные с эмоциональными состояниями телесные изменения, мимика и движения у человека представляют собой рудименты в прошлом биологически необходимых видотипичных адаптивных реакций организма.
- Положительные эмоциональные состояния возникают в том случае, когда информация о результатах выполненных действий точно совпадает с прогнозируемыми результатами, которые фиксированы в акцепторе результатов действия. Отрицательные эмоциональные состояния возникают в том случае, когда полученные результаты не совпадают с прогнозируемыми.
- Внешнее пантомимическое выражение эмоциональных состояний – это редуцированные (сокращенные и преобразованные) формы реакций организмов, обеспечивающие избирательность взаимодействий с разными факторами окружающей среды, которые приобрели коммуникативно-сигнальный характер во внутривидовых и межвидовых взаимодействиях животных.
- Не физиологические процессы, а субъективные переживания выступают в качестве носителей психических образов, представлений, понятий и являются онтологической основой (субстанцией) для фиксирования образов, мыслей, идей. Основой образов, представлений и понятий исходно является амодальная «чувственная ткань» субъективных переживаний-чувств, которые объединяют и связывают впечатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия с предметным миром.
- Вызванные центробежными (эфферентными) нервными сигналами из ЦНС интерорецепторные органические ощущения переживаются как внутреннее эмоциональное состояние, настроение, чувство. Центробежные (эфферентные) механизмы преобразования внутренней среды организма изменяются и совершенствуются на протяжении индивидуальной жизни, связываясь через познавательные процессы с решением различных жизненных задач в предметной среде.
- Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, возникающее в результате появления неожиданного препятствия и блокирования поведения, которое обеспечивает достижение ожидаемых целей. Интенсивность фрустрации тем выше, чем более значим мотив, чем ближе субъект к достижению поставленной цели и чем более неожиданно препятствие.
- Существует 10 фундаментальных эмоций, которые имеют ряд характеристик: имеют специфический нервный субстрат; имеют характерные мимические и нервно-мышечные комплексы; имеют характерное субъективное феноменологическое качество (переживание); возникли в процессе эволюции как один из механизмов адаптации; вызывают различные эффекты в поведении и сознании.
- В процессе эволюции эмоции возникают как механизмы, регулирующие поведение животного в окружающей среде в зависимости от недостатка или избытка сведений (информации), необходимых для удовлетворения текущих потребностей и мотивов.
- У человека связанные с эмоциональными состояниями органические изменения, мимика и движения представляют собой рудименты видотипичных адаптивных реакций организма, которые в прошлом выступали в качестве биологически необходимых или полезных.
- Отрицательные эмоции это результат недостатка информации, требующейся для достижения цели, удовлетворения потребностей и реализации мотивов. Положительные эмоции – результат превышения прогнозов относительно вероятности достижения целей, удовлетворения потребностей и реализации мотивов
- Эмоции обеспечивают быструю интеграцию и согласование функций организма в единую функциональную систему, обеспечивающую достижение биологически полезного результата.
- Переживание человеком субъективных отношений к событиям и явлениям окружающей действительности.
- Описание разными людьми особенностей собственных эмоциональных состояний.
- Переживания человеком субъективных состояний возникающие в процессах взаимодействия с окружающей средой, а также при актуализации потребностей и мотивов.
- Возникающие при эмоциональных переживаниях изменения вегетативных функций – изменения частоты сердечных сокращений, кровяного давления, кожно-гальванической реакции и т. д.
- Развитие умений с помощью языковых средств фиксировать ориентировочные и исполнительные компоненты различных действий и опираясь на речь планировать собственные действия.
- Наличие проприоцептивной чувствительности.
- Преобразование внешней речи во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и автоматизация. Возникновение автоматизированных умственных операций, опосредствованных внутренней речью.
- Формирование и развитие иерархии мотивов и мотивационных отношений к различным предметам и явлениям в окружающем мире.
- Поведение живого организма организуется на основе безусловных и условных рефлексов. Безусловные рефлексы носят характер врожденных автоматизированных двигательных и вегетативных реакций в ответ на определенные внешние раздражители. Условные рефлексы формируются в течение индивидуальной жизни на основе безусловных рефлексов.
- Выполняя самостоятельные активные поисковые действия, животный организм получает подкрепление и в последующем начинает воспроизводить те формы поведений Которые предшествовали подкреплению.
- Системный анализ естественных явлений необходимо требует выделение системообразующего фактора, который детерминирует формирование и функционирование системы. Для живых организмов такими системообразующими факторами выступает подготовка к еще не наступившим Событиям - "прогнозирование результатов предстоящих действий на основе
- Двигательные действия животных организмов реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций со стороны различных органов чувств (афферентных, рецепторных систем) следящих за выполнением движения и обеспечивающих возможность его эфферентной регуляции.
- Высокое развитие умений ставить цель и получать намеченные результаты.
- Регуляция действия на основе означивания (фиксирования в речи): а) компонентов действия, которые сложны для выполнения; б) внешних условий, препятствующих выполнению действия.
- Осознанность ориентировочных и исполнительных компонентов действия, обеспечивающих достижение поставленной цели в определенных условиях.
- Осознание результатов и последствий действия по отношению к собственным мотивам и ценностям, а также по отношению к интересам других людей и общества.
- Волевая регуляция свидетельствует о развитии у человека разнообразных волевых качеств и свойств.
- В основе волевой регуляции лежит намеренное, произвольное изменение или создание дополнительного смысла действия, путем связывания его с другими мотивационными отношениями, что позволяет усилить или ослабить побудительную силу исходного мотива
- При осуществлении волевого действия человек испытывает переживание «свободы воли» - зависимость поведения от своего произвольного субъективного выбора и усилия.
- Волевые действия связаны с эмоциональным переживанием самоограничения, отказом от сильных актуально присутствующих влечений, что субъективно фиксируется как переживание «волевого усилия».
- Передача наследственных генотипических признаков от родителей детям имеет случайный характер и может быть описано на основе математической статистики и комбинаторики.
- Признаки или различия между индивидами, возникшие в результате влияния окружающей среды, можно относительно легко изменить.
- Родители могут передавать детям те физические и психические качества, которые они развивали в себе, тренируясь и приобретая жизненный опыт.
- Наследственность обязательно предполагает сходство с родителями. Сходство родителей с ребенком неопровержимо указывает на наследственность.
- Слабый тип высшей нервной деятельности.
- Уравновешенный, инертный, сильный тип.
- Уравновешенный, подвижный, сильный тип.
- Сильный, неуравновешенный тип.
- Источником развития психики человека выступают естественные психические функции, которые носят врожденный характер и передаются по наследству.
- Источник развития человеческой психики находится во внешнем мире – в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах организации человеческих действий и общения, которыми необходимо овладеть каждому ребенку с момента рождения.
- Источником развития психических функций человека выступает высокоорганизованный головной мозг, а также высокоспециализированные органы чувств.
- Источником развития человеческой психики выступают врожденные формы накопленного коллективного бессознательного опыта, который передается по наследству.
- Сознание это совокупность совместных знаний об окружающем мире и о себе, которые используются людьми для организации совместной деятельности и общения.
- Сознание обеспечивает социальные формы и социальные законы существования сообществ людей (нравственность и мораль). Умение ориентироваться в социальных отношениях, считаться с интересами других людей.
- Сознание представляет собой особые функции высоко развитого головного мозга, которые формируются и развиваются только у людей.
- Сознание это присущий только человеку высший уровень психической ориентировки, реализуемый на основе образа окружающего мира, который обеспечивает опосредствованную знаками произвольную и рефлексивную организацию действий.
- Основу личности человека, как психического образования, составляют самосознание и «Я-образ», которые обеспечивают субъекту возможность делать самостоятельный выбор и нести ответственность за собственные поступки, опираясь при этом на самооценку и общественно устанавливаемые нормы поведения. На этой основе формируется уровень притязаний личности.
- В составе функциональной структуры личности человека выделяются центральные особенности: а) индивидуальная система мотивационно-смысловых отношений к людям; а также к предметам человеческой культуры; б) индивидуальные устойчивые формы реализации межличностных отношений и связей с людьми; в) индивидуальные устойчивые формы реализации социальных отношений и связей в различных видах деятельности и общения.
- Основу личности образует совокупность межсубъектных (межличностных) и общественных отношений к людям и к миру, в которые включается и которые начинает самостоятельно реализовывать человек. Личность проявляется на основе активного установления связей и отношений с людьми в различных сферах общения и общественной деятельности.
- В ходе формирования и развития личности происходит ряд преобразований: Между деятельностями и действиями, реализуемыми субъектом, образуются иерархические отношения, что ведет к выделению ведущих видов деятельности. За соотношением деятельностей формируются и изменяются соотношения мотивов. Иерархия мотивов образует основу личности – сферу личностных смыслов.
- Изменения физиологических процессов в организме.
- Характерные изменения в двигательных реакциях и поведении в ответ на воздействие внешних факторов.
- Внешние мимические и пантомимические выражения.
- Осознание эмоций субъектом в момент их актуализации.
- Деятельность – это система действий, обеспечивающих получение определенного конечного результата.
- Деятельность – это направление жизненной активности субъекта подчиненное реализации определенного мотивационного отношения (мотива) с миром.
- Деятельность – это индивидуальная или совместная активность людей, направленная на достижение определенного конечного результата или получение определенного продукта.
- Деятельность – это присущие только человеку формы активности – игровая, учебная, трудовая (производственная), которые обеспечивают сохранение и поддержание социальных отношений.
- Различные формы самоотчетов испытуемых, основанные на рефлексивных действиях.
- Эмоциональные, познавательные или волевые психические процессы.
- Различные особенности психических свойств, процессов или состояний у испытуемых.
- Наблюдаемые особенности поведения испытуемых или результаты их действий, а также изменения физиологических функций организма.
- Познание опирается на эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности; предполагает многозначность интерпретаций с позиций эмоциональных обобщений и ценностных отношений.
- Познание опирается на веру в обоснованность определенных представлений, которые принципиально не верифицируется эмпирически и кладутся в основу дедуктивных умозаключений.
- Познание преимущественно индуктивно, опирается на единичные не обобщенные факты, основывается на субъективной статистике; знания не полны и не систематизированы, плохо рефлексируются.
- Познание исходно опирается на строгую регистрацию фактов, которые получают объяснение на основе выдвижения гипотез.
- Психика это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения.
- Психика есть система ассоциаций, формирующихся в сознании человека между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности.
- Психика представляет собой систему ассоциативных связей и отношений между элементами сознания (ощущениями и переживаниями), на основе которых строятся все более сложные формы психических явлений.
- Психика есть совокупность функций, сложившихся в процессах эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды.
- Для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых отношений и связей: а) которым подчиняется состав и структура изучаемого явления; б) которыми изучаемое явление взаимосвязано с другими явлениями; б) на основе которых изучаемое явление включается в составе более сложных явлений.
- Психическое развитие ребенка в онтогенезе зависит от конкретных исторических условий развития материальной и духовной культуры.
- Объяснение психических явлений возможно только при изучении процессов их формирования и развития: в филогенезе, в антропогенезе, в процессе исторического развития человечества, в онтогенезе.
- Все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным связям.
- Диапазон фактов и эмпирических закономерностей, для объяснения и предсказания которых строится теория.
- Множество исходных гипотез, предположений, законов, аксиом, постулатов, которые фиксируют идеализированный «объект» (предмет) теории.
- Единицы измерения, необходимые для количественного описания различных свойств изучаемых явлений.
- Правила вывода следствий из объяснительных оснований для построения объяснений и прогнозов.
- Путем выдвижения гипотез и их последующего опытного подтверждения.
- На основе тестов, которые обеспечивают наиболее точное фиксирование феноменов.
- На основе рефлексивных самоотчетов субъекта: методов интроспекции, самоанализа и самоотчета.
- На основе строго организованных воздействий на испытуемых в условиях лабораторных исследований.
- Фиксированные с помощью языковых средств исторически выработанные способы выполнения различных действий и деятельностей, которые не зависят от индивидуальных, субъективных предпочтений и характеризуют предметы через их отношения к другим предметам.
- Совокупность фиксированных с помощью терминов (слов) признаков, которые характеризуют определенное множество объектов или явлений, с которыми человек мог непосредственно взаимодействовать в онтогенезе.
- Отношения между объектами окружающего мира и языковыми средствами, обозначающими объекты и свойства объектов.
- Пристрастные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности, определяемые индивидуальными мотивами, которые выступают для субъекта в виде непосредственных эмоциональных переживаний.
- Ситуативное переключение (распространение) актуальных ведущих эмоций субъекта на разнообразные явления, объекты и предметные условия за которыми избирательно закрепляется условное эмоциональное (мотивационное) значение.
- Процесс эмоционального переключения, который реализуется в плане умственных действий с мотивационно значимых представлений на представления и понятия, которые ранее не имели мотивационного значения (личностного смысла) для субъекта.
- Актуализация противоречивых представлений вызывает у субъекта особое эмоциональное состояние «когнитивного диссонанса», которое субъект стремится устранить, изменяя содержание представлений. В результате к содержанию одного из противоречивых представлений изменяются эмоционально-оценочные и мотивационные отношения.
- Цели действий, которые ранее были подчинены мотиву, исходно направляющему жизнедеятельность (деятельность) субъекта, приобретают характер самостоятельных мотивов и начинают определять новые индивидуальные направления реализации жизнедеятельности субъекта
- Чувственный (эмоциональный) процесс совершает в трехмерном пространстве движение по определенному маршруту-форме, который можно графически изобразить в форме модели трехмерного «гедонического пространства» с биполярными осями, каждая из которых фиксирует одно из качеств элементарного чувства: удовольствие – неудовольствие; возбуждение – успокоение; напряжение – разрешение
- Не физиологические процессы, а субъективные переживания выступают в качестве носителей психических образов, представлений, понятий и являются онтологической основой (субстанцией) для фиксирования образов, мыслей, идей. Основой образов, представлений и понятий исходно является амодальная «чувственная ткань» субъективных переживаний-чувств, которые объединяют и связывают впечатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия с предметным миром.
- Деятельность субъекта не может рассматриваться порождающим началом эмоциональных переживаний в том же смысле, как в отношении познавательных образований. Познавательный образ среды может детерминировать способ реализации отдельных действий, но не выбор целей, на которые действия направляются. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и возникновение побуждения к ним реализуются эмоциональными переживаниями.
- Не физиологические процессы, а субъективные переживания выступают в качестве носителей психических образов, представлений, понятий и являются онтологической основой (субстанцией) для фиксирования образов, мыслей, идей. Основой образов, представлений и понятий исходно является амодальная «чувственная ткань» субъективных переживаний-чувств, которые объединяют и связывают впечатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия с предметным миром.
- Воздействия на организм внешних стимулов и (или) поведенческая активность организма вызывают органические (вегетативные), вазомоторные и нервно-мышечные изменения, которые и являются основой эмоциональных состояний. Нервные импульсы о всевозможных изменениях в организме, поступают по афферентным нервам от внутренних органов и органов движения в центральную нервную систему, что ведет к осознанию субъектом органических изменений в форме эмоционального состояния или переживания
- Для актуализации эмоций важны не столько вегетативные процессы, сколько общее ощущение физиологического возбуждения. Центральным функциональным компонентом эмоций выступают когнитивные процессы анализа и оценки ситуации и внешних воздействий, которые и определяют модальность эмоции и соответствующее поведение.
- После регистрации раздражителей рецепторами различных органов чувств, нервные импульсы по афферентным нервным волокнам поступают в таламус, откуда одновременно направляются в кору больших полушарий, где актуализируется субъективное переживание эмоции, и в гипоталамус, процессы в котором вызывают вегетативные изменения в организме.
- Эмоции обеспечивают быструю интеграцию и согласование функций организма в единую функциональную систему, обеспечивающую достижение биологически полезного результата.
- В случае появления у отдельных организмов в онтогенезе полезных фенотипических признаков, они закрепляются в генотипе и передаются по наследству.
- Влияние генов может приводить к различным результатам в зависимости от химического состава цитоплазмы данной клетки и межклеточных связей.
- Только небольшое количество фенотипических признаков фиксируется одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный).
- Как правило итоговый фенотипический эффект складывается из влияний разных генов, которые взаимодействуют между собой, приводя к системным эффектам.
- ВПФ формируются на основе осознания субъектом способов организации своих собственных действий и психических процессов по мере овладения речью.
- Высшие психические функции исходно формируются в составе действий организованных с помощью внешней речи к действиям организованных с помощью внутренней речи.
- ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении, и лишь затем становятся индивидуальными и приобретают умственные формы – интериоризируются.
- ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом на основе включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств.
- Знания, полученные с помощью научных методов, обладают абсолютной истинностью и не подвергаются сомнению.
- Научные результаты фиксируется с помощью знаково-символических средств и максимально однозначно транслируется в поколениях людей.
- Наука это сфера человеческой деятельности, направленная: а) на получение нового знания о действительности, отвечающее критериям относительной истинности; б) на использование имеющегося знания с целью решения различных практических задач.
- Научные знания постоянно верифицируются практической деятельностью, опытом, экспериментом.
- Объяснение осуществляется путем установления причинно-следственных законов.
- Явления и события интерпретируются и истолковываются с опорой на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания.
- Объяснение осуществляется путем раскрытия целей, намерений, мотивов, которым субъект подчиняет поведение и деятельность.
- Индивидуальное сознание формируется на основе совместных с другими людьми форм ориентировки и организации действий, которые опираются на способы использования знаково-символических средств.
- Зарождение и формирование сознания человека, как высшей формы психической ориентировки связано с переходом предков человека к жизни в обществе, основанном на совместной трудовой деятельности опосредствованной орудиями труда и языком (речью).
- Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интериоризации.
- Исторически (и онтогенетически) сознание развивается от индивидуальных форм к формам общественным, совместным и представляет рефлексию субъектами индивидуальных, а затем и совместных действий и деятельностей.
- Теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера
- Теории каузальной атрибуции.
- Теории «психологического реактивного сопротивления».
- Теория социальных влияний Э.Аронсона.
- Подвижность нервных процессов (скорость смены процессов возбуждения процессами торможения и наоборот).
- Сила и слабость нервных процессов.
- Уравновешенность нервных процессов (соотношение между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга).
- Скорость проведения электрохимических импульсов по нервным волокнам при возбуждении и торможении различных участков коры головного мозга.
- С использованием методов измерения регистрируются результаты описания явлений, которые субъект наблюдает и познает путем интроспекции.
- Построение предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, которые обеспечивают объяснение и предсказание явлений.
- С использованием методов измерения фиксируются и регистрируются результаты, получаемые в процессах практического воздействия на окружающий мир.
- Закон – объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных условиях необходимо воспроизводится. И может регистрироваться с помощью измерительных средств и приборов
- Закон – предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно косвенно проверить в эмпирических исследованиях.
- Закон – это общественно выработанные человечеством нормы и правила реализации научных исследований.
- Закон – это установленные человечеством нормы организации социальных и межличностных отношений.
- Тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать определенную реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем (подкреплением)
- Тип научения, когда поведение у субъекта ормируется путем имитационного научения – на основе наблюдения за особенностями поведения другого организма в определенной ситуации..
- Тип научения, когда на основе повторного выполнения (упражнения) фиксируется новая система двигательных приемов, обеспечивающих решение определенной биологической задачи.
- Тип научения, при котором в результате самостоятельных активных поисковых действий организм получает подкрепление и в последующем начинает воспроизводить те формы поведения, которые предшествовали подкреплению.