Актуальные проблемы общей психологии
Что такое индивидуальное и коллективное сознание?- индивидуальное – это сознание отдельно взятого человека; коллективное – это сознание всех или отдельных групп людей,
- индивидуальное – это уникальное сознание человека, отличающее его сознание от сознания других людей; коллективное – это сознание человека, соединяющее его с остальными людьми,
- индивидуальное сознание – это то, как данный человек воспринимает окружающий мир; коллективное сознание – то, как все люди воспринимают окружающий мир.
- устойчивые индивидуально своеобразные или типичные особенности мышления, отличающие одних людей от других,
- особенности строения и функционирования познавательных процессов человека,
- характерные для человека способы использования в практике имеющихся у него знаний.
- он доказал, что память человека тесным образом связана с многими другими его познавательными процессами.
- он создал первую в истории психологии теорию памяти,
- он разработал методы опытного (экспериментального) изучения памяти, открыл и описал многие ее законы, в частности закон забывания,
- чувства, которые вызывают у человека страх, тревогу и другие неприятные переживания.
- чувства, связанные с увлечением человека чем-либо или кем-либо,
- очень сильные чувства, которыми человек уже не в состоянии управлять,
- это поведение, связанное с человеческими отношениями; две его основные тенденции – стремление к людям и избегание людей,
- это поведение, связанное с проявлением эмоциональных отношений к людям; две его главные тенденции – симпатия и антипатия,
- это поведение, связанное с проявлением интереса к людям; две его тенденции – наличие или отсутствие такого интереса.
- потребности, мотивы, цели, инстинкты, стимулы, интересы, побуждения, влечения,
- образы, представления, переживания, психические состояния,
- мысли, идеи, убеждения, рассуждения, умозаключения.
- это сознания, способное к познанию самого себя,
- это сознание, которое включается и действует автоматически,
- это сознание отдельно взятого человека.
- на высокой самооценке, завышенном уровне притязаний, находчивости и настойчивости,
- на силе воли, мотивации достижения успехов, умении правильно воспринимать, адекватно оценивать различные жизненные ситуации, хорошо ориентироваться в них и вовремя принимать нужные решения.
- на умении приспосабливаться к жизни, находить выход из трудных жизненных ситуаций, извлекать для себя выгоду.
- это эмоции, которые невозможно разделить на более частные, дифференцированные переживания,
- это эмоции, связанные с органическими потребностями и их удовлетворением.
- это эмоции, которые встречаются у животных, но не встречаются у людей,
- постепенное освоение детьми новых способов решения различных задач.
- процесс формирования понятий,
- процесс превращения внешних, практических действий во внутренние, умственные действия,
- у людей потребностей больше, чем у животных; они у них являются более разнообразными и удовлетворяются иначе, чем потребности животных.
- в потребностях людей и животных нет ничего общего,
- потребности людей ничем не отличаются от потребностей животных,
- теоретическое, практическое, творческое, нетворческое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное,
- сознательное, бессознательное, интуитивное, последовательное, правильное, неправильное.
- математическое, лингвистическое, логическое, физическое, техническое, художественно-творческое и многие другие, связанные с разными видами деятельности,
- возникновение коллективной трудовой деятельности, распределение обязанностей между людьми, появление языка и речи,
- появление религии, письменности и различных видов искусств,
- появление научных знаний и науки, как отдельной сферы жизнедеятельности людей.
- организационный, планирующий, действенный, контролирующий, завершающий,
- ориентировочный, практически-действенный, громко-речевой, беззвучно-речевой, внутри-речевой,
- межличностный, индивидуальный, эмоциональный, рациональный, логический.
- процесс обработки человеком информации влияет на его эмоциональные переживания.
- в основе возникновения и динамики эмоций лежит связанная с ними информация,
- сила эмоции зависит от силы потребности, с удовлетворением которой она связана, и от разницы между информацией, необходимой для ее удовлетворения и наличной.
- агрессивное поведение людей можно контролировать, предупреждать и подавлять его с помощью норм права.
- агрессивное поведение зависит от того, каковы отношения между людьми. Если они нормальные, то агрессивность между ними проявляется слабо; если ненормальные, то это ведет к усилению взаимных агрессивных тенденций,
- далеко не все люди, не всегда ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение можно контролировать, оно зависит от многих факторов, которыми можно управлять, в частности от обучения и воспитания,
- с помощью воли определяется избирательность и целенаправленность соответствующих процессов, если они являются осознаваемыми человеком,
- воля в регуляции познавательных процессов человека никакой роли не играет.
- воля в регуляции познавательных процессов человека определяет все,
- эмоция отражают процессы, происходящие в коре головного мозга человека,
- эмоции выступают как отражение в голове человека процессов, происходящих во внутренних органах его тела,
- эмоции соответствуют процессам обработки информации, происходящим в таламусе и гипоталамусе.
- придуманный кем-то, когда-то феномен, которого на самом деле не существует.
- способность осознавать себя, свое поведение, которая имеется только у человека, и которой он наделен с рождения,
- специфический вид энергии (психической или психологической), которая позволяет человеку вести себя сознательно, разумное и управлять своими психическими процессами, состояниями и поведением,
- они формируются, развиваются и изменяются в течение жизни человека в зависимости от того, как складывается его жизнь.
- оба вида мотивации являются врожденными и не зависят от обучения и воспитания,
- оба вида мотивации формируются и развиваются в детстве под влиянием отношений, складывающихся у ребенка с окружающими людьми,
- проблематика воли в психологии считается достаточно хорошо изученной, в ней нет таких вопросов, на которые не было бы получено удовлетворительных ответов,
- существование воли признается большинством современных ученых, она используется для объяснения высших форм поведения человека, но ни ее природа, ни происхождение, ни анатомо-физиологические основы до сих по не известны.
- относительно воли и волевой регуляции психики и поведения до сих пор практически ничего не известно,
- это – наиболее важный жизненный период, во время которого формируется и развивается воля,
- никакого особого значения подростковый возраст для развития воли не имеет,
- дети во время подросткового возраста усваивают волевые формы поведения через подражание взрослым и своим сверстникам.
- случайное, непроизвольное припоминание чего-либо, давно забытого,
- припоминание человеком не одного, а целой последовательности каких-либо событий.
- припоминание чего-либо, сопровождаемое эмоциональными переживаниями,
- эмоции и деятельность человека друг с другом никак не связаны,
- для успешного осуществления деятельности необходим оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Отклонение от него в ту или иную сторону ведет к ухудшению деятельности.
- эмоции и деятельность человека связаны друг с другом отрицательной зависимостью: чем выше уровень эмоционального возбуждения, тем хуже человек справляется со своей работой,
- формирование намерения, его реализация, достижение поставленной цели,
- анализ ситуации, принятие решения, выполнение принятого решения,
- постановка цели, начало выполнения действия, преодоление препятствий на его пути, завершение действия, оценка полученного результата.
- эмоции отражают состояние и работу познавательных процессов человека. Если они функционируют нормально, то человек переживает положительные эмоции; если они работают неправильно – отрицательные эмоции,
- эмоции – это субъективные представления человека о себе и о мире.
- эмоции связаны с процессами обработки информации, происходящими в коре головного мозга, с сознанием, убеждениями, знаниями и представлениями человека,
- изменение с возрастом используемых детьми мнемотехнических средств, их постепенное усложнение.
- лучшее запоминание в детстве конкретных предметов и событий, а не абстрактных идей; внешних данных людей, а не их психологических особенностей.
- преобладание в детстве памяти как низшей психической функции и последующее развитие у них, начиная с подросткового возраста, памяти как высшей психической функции,
- радость, страх, гнев и печаль,
- настроение, биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти,
- удивление, негодование, удовлетворенность, безразличие
- это память, в которой информация может сохранять самое короткое время,
- это память, способная сохранять информацию в течение 14-30 сек. после ее первичного (однократного) восприятия; она имеет ограниченный объем, равный семь плюс – минус два объекта,
- это память, которая действует у человека в течение короткого времени, а затем перестает функционировать.
- логическое – это мышление, свойственное ученым, а интуитивное – мышление, присущее людям других профессий,
- логическое – это мышление, в котором главное внимание уделяется логике рассуждений, а не нахождению решения задач; интуитивное – мышление, направленное преимущественно на решение задач, а не соблюдение логики рассуждений,
- логическое – это мышление, основанное на строгих и последовательных рассуждениях по правилам логики; интуитивное – мышление, базирующееся на догадках,
- по интересам человека, по видам деятельности, с которыми память человека связана, по ее динамическим особенностям и другим,
- по органам чувств, длительности хранения информации, участию воли и мышления в процессах памяти, использованию мнемотехнических средств и другим.
- по содержащейся в памяти информации, по легкости обращения к ней со стороны человека, по связям памяти с темпераментом, характером и другими психологическими особенностями человека,
- кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая,
- непроизвольная, произвольная, послепроизвольная.
- эмоциональная, двигательная, образная, логическая,
- сознание и бессознательное – это психологические мифы. С физиологической точки они представляют одни процессы, происходящие в мозге.
- сознание и бессознательное – это уровни существования психического и регуляции поведения, взаимно дополняющие друг с друга, способные со временем переходить друг в друга.
- сознание и бессознательное – это психологическая характеристика разноуровневых мозговых процессов. Сознание связано с процессами, происходящими в коре головного мозга, а бессознательное – с процессами, происходящими в подкорке и глубинных мозговых структурах.
- наглядно-действенно мышление – это решение задач с помощью действий с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации; наглядно-образное – это мышление, в процессе которого задачи решаются с помощью действий с образами предметов,
- наглядно-действенное – это мышление, результаты которого воспринимаются непосредственно и наглядно виде материальны предметов; наглядно-образное – мышление, результаты которого представлены в виде образов,
- наглядно-действенно – это мышление, совершаемое с помощью открытых действий, а наглядно-образное – мышление, реализуемое с помощью скрытых от наблюдения действий.
- никакого особого значения подростковый возраст для развития воли не имеет,
- это – наиболее важный жизненный период, во время которого формируется и развивается воля,
- дети во время подросткового возраста усваивают волевые формы поведения через подражание взрослым и своим сверстникам.
- сознание и мышление включаются в процесс развития волевой регуляции поведения только тогда, когда человек становится взрослым,
- сознание и мышление никакой роли в развитии волевой регуляции поведения не играют.
- без участия сознания и мышления волевая регуляция поведения осуществляться не может; благодаря сознанию и мышлению, она формируется и развивается у человека,
- материалисты отрицали существование свободной воли и пытались объяснять все формы поведения человека без обращения к ней; идеалисты признавали существование воля у человека и связывали с ней регуляцию высших форм его поведения.
- никаких принципиальных различий во взглядах на волю со стороны материалистов и идеалистов нет,
- материалисты понимали под волей различные виды энергии, которые действуют в неживой природе и присутствуют в живых организмах; идеалисты считали, что воля существует, но как феномен недоступна познанию современного человека,
- при наличии воли человек успешно преодолевает препятствия, возникающие на его пути, добивается больших успехов, чем при ее отсутствии,
- наличие сильной воли делает человека упрямым, конфликтным и мешает ему устанавливать нормальные отношения с окружающими людьми,
- наличие или отсутствие воли никакой роли в жизни человека не играет, поскольку его жизнь зависит от множества других причин.
- наряду с волей для объяснения поведения используются другие понятия и явления,
- наличие свободы воли у человека признается, и с ее помощью объясняются высшие, сознательные и разумные формы поведения человека.
- ученые отказываются признавать существование у человека свободной воли,
- проблематика воли в психологии считается достаточно хорошо изученной, в ней нет таких вопросов, на которые не было бы получено удовлетворительных ответов,
- существование воли признается большинством современных ученых, она используется для объяснения высших форм поведения человека, но ни ее природа, ни происхождение, ни анатомо-физиологические основы до сих по не известны.
- относительно воли и волевой регуляции психики и поведения до сих пор практически ничего не известно,
- анализ ситуации, принятие решения, выполнение принятого решения,
- постановка цели, начало выполнения действия, преодоление препятствий на его пути, завершение действия, оценка полученного результата.
- формирование намерения, его реализация, достижение поставленной цели,
- воля в регуляции познавательных процессов человека никакой роли не играет.
- с помощью воли определяется избирательность и целенаправленность соответствующих процессов, если они являются осознаваемыми человеком,
- воля в регуляции познавательных процессов человека определяет все,
- специфический вид энергии (психической или психологической), которая позволяет человеку вести себя сознательно, разумное и управлять своими психическими процессами, состояниями и поведением,
- способность осознавать себя, свое поведение, которая имеется только у человека, и которой он наделен с рождения,
- придуманный кем-то, когда-то феномен, которого на самом деле не существует.
- она формируется и развивается у детей за счет воздействия на них родителей,
- она формируется и развивается по возрастам за счет участия детей в ведущих для каждого возраста видах деятельности.
- она формируется и развивается у детей за счет обучения и воспитания в школе,
- замедленность развития, ригидность, низкая концентрация.
- узость внимания, невысокая его концентрация и негибкость,
- рассеянность, неустойчивость, отвлекаемость,
- оно формируется и развивается путем постепенного привлечения внимания человека к новым объектам,
- за счет превращения внимания в один из основных познавательных процессов человека.
- за счет перехода от пассивного к активному вниманию,
- путем перехода от внимания, как низшей психической функции, к вниманию, как высшей психической функции,
- активность, пассивность, сила, слабость,
- устойчивость, распределение, концентрация, переключаемость и объем,
- узость, широта, объемность, изменчивость, постоянство.
- непосредственное – внимание, на которое человек не тратит большие ресурсы (средства); опосредствованное – внимание, связанное с большими затратами (средствами).
- непосредственное – внимание, результат влияния которого на деятельность, выполняемую человеком, проявляется сразу и быстро; опосредствованным называется внимание, результат работы которого проявляется не сразу, а спустя некоторое время,
- непосредственное – это внимание, напрямую направленное и регулируемое тем объектом, с которым оно связано; опосредствованное – внимание, регулируемое не объектом, с которым оно связано, а каким-либо другим объектом, и непосредственно в данный момент времени направленное на него,
- установка определяет внимание человека к определенному аспекту выполняемой деятельности,
- внимание – это процесс, который регулирует деятельность человека, возникшую под влиянием установки,
- внимание связано с явлением, называемом объективацией.
- активное, пассивное, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное, непосредственное, опосредствованное, природное, социально обусловленное,
- устойчивое, неустойчивое, сконцентрированное, рассеянное, колеблющееся,
- поверхностное, глубокое, мнемическое, перцептивное, рациональное, иррациональное.
- поддержание сознания, мышления и других познавательных процессов человека на достаточно высоком уровне,
- мотивация и обеспечение целенаправленности деятельности человека.
- обеспечение избирательности познавательных процессов и активизация деятельности,
- возможность изменения внимания относительно независимо от того, чем человек занимается в данный момент времени; наличие у внимания собственных свойств и собственной анатомо-физиологической основы,
- то обстоятельство, что проблемы, возникающие у человека в связи его вниманием, отличаются от проблем, связанных с другими познавательными процессами.
- то, что в психологии внимание изучают отдельно от других познавательных процессов человека,
- внимание как низшая психическая функция – это слаборазвитое внимание; внимание как высшая психическая функция – высокоразвитое внимание,
- внимание как низшая психическая функция – это природное, непосредственное и непроизвольное; внимание как высшая психическая функция – социально обусловленное, опосредствованное и произвольное.
- внимание как низшая психическая функция – то внимание, которое встречается у животных и маленьких детей; внимание как высшая психическая функция характеризует взрослых людей,
- стабилизирующая, расстраивающая, успокаивающая.
- познавательная, ориентировочная, активизирующая,
- коммуникативная, сигнальная, регулирующая и защитная,
- эмоции – это субъективные представления человека о себе и о мире.
- эмоции связаны с процессами обработки информации, происходящими в коре головного мозга, с сознанием, убеждениями, знаниями и представлениями человека,
- эмоции отражают состояние и работу познавательных процессов человека. Если они функционируют нормально, то человек переживает положительные эмоции; если они работают неправильно – отрицательные эмоции,
- эмоции и деятельность человека друг с другом никак не связаны,
- для успешного осуществления деятельности необходим оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Отклонение от него в ту или иную сторону ведет к ухудшению деятельности.
- эмоции и деятельность человека связаны друг с другом отрицательной зависимостью: чем выше уровень эмоционального возбуждения, тем хуже человек справляется со своей работой,
- в основе возникновения и динамики эмоций лежит связанная с ними информация,
- процесс обработки человеком информации влияет на его эмоциональные переживания.
- сила эмоции зависит от силы потребности, с удовлетворением которой она связана, и от разницы между информацией, необходимой для ее удовлетворения и наличной.
- эмоции и разум противоположным образом действуют на деятельность человека: разум – положительно, а эмоции – отрицательно,
- они взаимно дополняют друг друга: участие того и другого в регуляции деятельности обеспечивает наилучшие условия ее выполнения,
- разум и эмоции влияют на деятельность человека независимо друг от друга, и это влияние может оказаться каким угодно, и положительным, и отрицательным.
- чем лучше человек может управлять своими чувствами, тем более он развит, как личность,
- эмоции с личностью человека никак не связаны,
- человека, как личность, определяют характерные для него чувства.
- эти два понятие одинаковые по своему объему и содержанию,
- понятие «мотивационная сфера» шире по своему объему и содержанию, чем понятие «эмоциональная сфера». Эмоции образуют часть мотивационной сферы, которая в основном отвечает за регуляцию поведения, стимулированного другими мотивационными образованиями,
- понятие «эмоциональная сфера» шире по объему и содержанию, чем понятие «мотивационная сфера».
- эмоции в отличие от ощущений не несут в себя знания, не связаны с работой органов чувств человека, соответствуют потребностям человека и отражают процесс из удовлетворения.
- между ощущениями и эмоциями нет ничего общего,
- эмоции и ощущения друг от друга ничем не отличаются,
- эмоции выступают как отражение в голове человека процессов, происходящих во внутренних органах его тела,
- эмоции соответствуют процессам обработки информации, происходящим в таламусе и гипоталамусе.
- эмоция отражают процессы, происходящие в коре головного мозга человека,
- настроение, биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти,
- радость, страх, гнев и печаль,
- удивление, негодование, удовлетворенность, безразличие
- неосознанностью, сложностью строения, индивидуальным своеобразием, связью с человеческой культурой,
- многообразием, связанностью с сознанием и волей человека, противоречивостью,
- связанностью с определенными предметами, событиями, людьми, приобретенностью, изменчивостью, побудительными свойствами (могут выступать в качестве самостоятельных мотивов поведения).
- это эмоции, которые невозможно разделить на более частные, дифференцированные переживания,
- это эмоции, связанные с органическими потребностями и их удовлетворением.
- это эмоции, которые встречаются у животных, но не встречаются у людей,
- эмоции – это отражение в голове человека отношений, складывающихся у него с окружающим миром. Различные эмоции характерны для разных видов отношений,
- эмоции – это внешнее выражения состояния и динамики потребностей людей и животных.
- эмоции – это отражение в голове человека процессов, происходящих в организме. Для каждой эмоции существует свое сочетание характерных для нее органических изменений,
- напряженность, в которой время от времени оказываются люди в различных жизненных ситуациях.
- сильное воздействие, оказывающее влияние на людей в сложных жизненных ситуациях,
- психофизиологическое состояние расстройства, возникающее у человека при больших нервных или физических нагрузках (перегрузках),
- в ней идет речь о том, что человек представляет собой более развитое в эмоциональном плане существо, чем все животные.
- в ней говорится о том, что в процессе эволюции живых существ их эмоции стали более разнообразными,
- в ней утверждается, что эмоции играют важную приспособительную роль, что они сопровождаются такими же изменениями в организме, которые готовят его к быстрой и успешной адаптации,
- моральные и эстетические, возвышенные и низменные, согласованные и противоречивые,
- сильные и слабые, осознаваемые и неосознаваемые,
- приятные и неприятные, кратковременные и долговременные.
- ноэтическое – это сознание, которое видит и способно выделять новое в воспринимаемом; аноэтическое – это сознание, не способное на это,
- ноэтическое – это сознание, которое характеризуется не только восприятием действительности, но и пониманием причин происходящего; аноэтическое – это сознание, ограниченное простым восприятием действительности, без понимания причин происходящего.
- ноэтическое – это сознание, которое возникло у людей на протяжении истории их существования; аноэтическое – это сознание, которое было у людей в доисторический период их существования,
- слова и выражения, которыми человек пользуется для описания существующей действительности.
- знания человека о себе и об окружающем мире,
- самосознание и сознание, обращенное к внешнему миру. В свою очередь, самосознание включает такие составляющие, как самооценка, образ Я и Я-концепция,
- мышление, речь, сознание и воля человека друг с другом никак не связаны.
- человек, находящийся в состоянии сознания, одновременно обладает мышлением, речью и волей,
- сознание, мышление, речь и воля – это практически одно и то же,
- сознание человеком себя в прошлом и настоящем.
- самооценка, уровень притязаний, образ Я и Я-концепция,
- осознание человеком своего тела, своих физических и психологических особенностей,
- безоценочное представление человека о себе,
- то, каким образом человек воспринимает себя в зеркале,
- то, как данного человека воспринимают окружающие его люди,
- неосознаваемые, актуально не представленные в сознании человека собственные психологические и другие свойства.
- собственные психические явления, которые человек не может контролировать с помощью воли,
- психические явления, которые человек в самом себе неправильно воспринимает и понимает,
- обобщенное представление человеком себя в прошлом, настоящем и вероятном (возможном) будущем.
- идеальное представление человека о себе, как о личности,
- теоретическое представление человека о психологическом образовании, обозначаемом как «Я»,
- вначале ребенок осознает свое физическое существование, затем –свое поведение, в заключение – собственные психологические особенности,
- вначале появляется самооценка, затем – уровень притязаний, образ Я и Я-концепция.
- вначале возникает осознание себя, затем – окружающего мира, в заключение – людей и человеческих отношений,
- способность человека читать, писать и слушать.
- способность человека общаться и взаимодействовать с окружающими людьми,
- правильное восприятие происходящего, способность принимать разумные решения, контролировать свое поведение. Соответствие поведения человека сложившейся ситуации,
- то же самое, что состояние бодрствования человека.
- наличие у человека таких же знаний, которыми вместе с ним обладают другие люди,
- психическое состояние, находясь в котором, человек наиболее правильно воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него,
- наука о душе.
- способность познания сути явлений,
- внутренний мир человек,
- она является главной, наиболее развитой наукой,
- она выступает как наука, связывающая между собой все другие науки.
- она занимает одно из центральных мест среди гуманитарных наук,
- их проще и легче всего применять на практике,
- они основаны на данных, получаемых с помощью наблюдения за признаками, в которых психические явления проявляются и доступны наблюдению.
- они не зависят от состояния тех людей, за которыми ведется наблюдение,
- это методы, с помощью которых можно доказать, что психологические и математические знания обладают одинаковой степенью достоверности.
- это методы исследования, которые позволяют количественно точно оценивать и представлять психические явления и характерные для них закономерности,
- это методы, которые по степени точности приближают психологию к математике,
- это методы, основанные на анализе ответов людей на задаваемые им вопросы.
- это самые объективные методы исследования,
- это методы, которые можно использовать для изучения психологических особенностей всех людей,
- за то, что она не позволяла получать достоверной и надежной информации об изучаемых с ее помощью психических явлениях,
- за то, что она оказалась трудным для освоения и практического применения методом исследования.
- за то, что разные ученые понимали и использовали ее по-разному,
- те отрасли, которые представлены и разрабатываются в учреждениях, входящих в состав академий наук,
- те отрасли, в которых трудится большинство ученых – психологов.
- те отрасли, которые содержат в себе базовые или основные научные знания,
- восприятие, память, мышление, речь.
- ощущения, сознание, мотивы поведения, эмоции,
- познавательные процессы, психические состояния, свойства личности, массовидные (групповые) явления психики,
- повышение авторитета образовательных учреждений и работников образования за счет использования для этой цели разнообразных психологических знаний и методов.
- обучение и воспитание детей и взрослых людей, решение возникающих у них личных (персональных) проблем и вопросов психологического характера,
- психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания, психологическая подготовка педагогов, профессиональная подготовка психологов для работы в системе образования, решение других проблем психологического характера, связанных с системой образования
- политические и идеологические ограничения, накладываемые на развитие психологии как науки.
- отсутствие возможности использовать психологические знания в практике,
- изолированность отечественной психологии от мировой психологической науки,
- это – отношения, с которыми связано удовлетворение основных жизненных потребностей человека.
- это – отношения, в которых выражается главная система ценностей и основной смысл жизни для данного человека,
- это – отношения, в которые человека чаще всего включается, и на которые он тратит больше всего времени,
- они находятся на подъеме; проблематика личности занимается центральной место в научной и практической психологии,
- они по-прежнему, как и раньше, в советское время отстают от психологических исследований, связанных с познавательными процессами,
- они достигли высшего уровня своего развития, занимают первое место не только в нашей стране, но и во всем мире.
- эти идеи касались самооценки, уровня притязаний, морали, мотивов различных видов деятельности: учебной, игровой и других,
- эти идеи относились к способностям и потребностям;
- эти идеи был связаны с проблематикой характера и мотивов социального поведения.
- существенных отличий в понимании личности и походах к ее изучению у отечественных и зарубежных психологов нет.
- отечественные психологии в понимании личности и в подходах к ее изучению демонстрируют большее единство, чем зарубежные психологи; такие направления в психологии личности, как психоанализ и бихевиоризм, в нашей стране менее популярны, чем за рубежом,
- эти отличия касаются всего: теоретического понимания личности, методов ее научного исследования и практики работы с личностью,
- это – эмоциональные переживания, связанные у человека с разнообразными людьми, событиями и предметами,
- это, с одной стороны, реальные связи человека с миром и людьми, с другой стороны, его восприятие и оценки того, что его окружает,
- это – связи человека с людьми, в которых выражается полезность соответствующих людей лично для него,
- это - познавательные процессы и психические состояния человека,
- это – отношения человека к себе, другим людям и к миру.
- это – все, что относится к человеку, не только его психологические, но и другие свойства, выделяемые и изучаемые в разных науках,
- проблемы способностей; понятие уровня интеллектуального развития человека,
- проблемы эмоций и чувств; понятие норм морали,
- проблемы темперамента и характера; понятие интегральной индивидуальности.
- эти исследования не входили в сферу научных интересов психологов, которые в основном занимались изучением познавательных процессов,
- психология в работе с людьми заменялась политикой и идеологией; исследования в области психологии личности не были востребованы; в отношение зарубежных исследований существовала не конструктивная, критическая установка,
- в это время были существенно ограничены информационные контакты советских ученых с их зарубежными коллегами, вследствие чего многие работы, посвященные личности, на русский язык не переводились.
- это – доступная человеку система значений всего того, что его окружает.
- это – то, как человек понимает и объясняет происходящее в ним и вокруг него,
- это - система ценностей, которые на высшем, сознательном уровне объединяется в единое целое психологию и поведение (действия и поступки) данной личности,
- в конце XIX века,
- только в начале ХХI столетия,
- во второй половине ХХ века.
- психика и материя представляют собой два разных, независимых начала, которые не сводятся друг к другу и не выводятся друг из друга.
- психические явления представлены только в сознании человека, а в реальном мире не существуют,
- психика нематериальна и поэтому не может быть изучена с помощью методов, заимствованных из естественных наук,
- материя, энергия, психика, воля, сознание и разум.
- космическая энергия, механическая энергия, электромагнитная энергия, химическая энергия, биологическая энергия, психическая энергия,
- энергия взаимодействия элементарных частиц, энергия взаимодействия неживых объектов, энергия взаимодействия живых тел, энергия взаимодействия психики и мозга,
- психика возникла как идеальное отражение в голове человека реально существующего материального мира,
- психика возникла на определенном этапе развития материи на основе раздражимости, которая затем превратилась в чувствительность.
- психика – результат работы материального органа - мозга,
- это – способности, характер, воля, высшие человеческие чувства и мышление.
- это приобретенные в процессе жизни человека познавательные процессы, которые являются произвольными и опосредствованными,
- это такие психические процессы, с помощью которых человек может ставить и решать сложные жизненные задачи,
- знаковые системы позволяют людям общаться между собой, передавать друг другу информацию, а орудия – создавать инструменты, приборы и машины,
- знаковые системы в частности речь, позволяют человеку управлять своими познавательными процессами, а орудия превращают их в опосредствованные.
- знаковые системы позволяют человеку записывать и сохранять накопленную им информацию, а орудия – выполнять сложные виды деятельности,
- С. Л. Рубинштейн.
- А. Н. Леонтьев,
- Л. С. Выготский,
- исходя из материалистической и идеалистической позиций,
- исходя из рациональной и иррациональной философии.
- исходя из тех различий между животными и людьми, которые обсуждаются в философии,
- ощущения, восприятие, память, мышление, биологические потребности, простейшие эмоции, инстинкты.
- отношения к тому, что происходит с ними и вокруг них в окружающем мире,
- темперамент, характер, чувства,
- на данной стадии животные обладают только слухом и осязанием,
- на данной стадии психические явления представлены в виде образов предметов и явлений.
- на данной стадии у животных имеется только восприятие,
- это те психологические процессы, которые сближают людей с животными.
- это данные человеку от природы, непроизвольные и непосредственные познавательные процессы,
- это психологические процессы, с помощью которых человек не может решать сложные задачи,
- благодаря памяти, человек обучается, сохраняет накопленный жизненный опыт, передает его из поколения в поколение, избавляется от совершенных в прошлом ошибок,
- память, будучи связанной с мышлением, повышает общий уровень интеллектуального развития человека.
- память людей избавляет их от необходимости, сталкиваясь с новыми задачами, каждый раз находить их решения,
- преобладание в детстве памяти как низшей психической функции и последующее развитие у них, начиная с подросткового возраста, памяти как высшей психической функции,
- изменение с возрастом используемых детьми мнемотехнических средств, их постепенное усложнение.
- лучшее запоминание в детстве конкретных предметов и событий, а не абстрактных идей; внешних данных людей, а не их психологических особенностей.
- кратковременная, оперативная и долговременная память человека связаны между собой следующим образом. То, что хранится в долговременной памяти, может быть лишь частично представлено в оперативной памяти. Примерно такие же отношения существуют между оперативной и кратковременной памятью: оперативная память по объему и содержанию шире, чем кратковременная память,
- между кратковременной, оперативной и долговременной памятью человека никаких особых отношений нет: они существуют и функционируют независимо друг от друга.
- информация, воспринятая органами чувств, вначале поступает в хранилище долговременной памяти и или вытесняется (если она человеку не нужн, или переходит в оперативную память и используется для решения текущей задачи. При необходимости эта информация далее может перейти и сохраниться в долговременной памяти человека.
- запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание,
- понимание, осознание, восприятие, мышление,
- различение, объединение, анализирование, синтезирование, абстрагирование.
- за то, что она не могла объяснить все процессы памяти,
- за отсутствие объяснений избирательности и целенаправленности процессов памяти, игнорирование связей, существующих между памятью, мышлением и мотивацией человека,
- за то, что в ней не усматривалось различий, существующих между памятью людей и животных.
- непосредственная – это осознаваемая память; опосредствованная – это не осознаваемая память.
- непосредственная – это память к использованию которой человек может сразу и легко обратиться; опосредствованная – память, использование которой человеком связано с преодолением определенных трудностей,
- непосредственная память – это память, основанная на прямом воздействии информации на органы чувств человека; опосредствованная – память, в процессах которой используются мнемотехнические средства,
- чем чаще человек использует в своей деятельности определенный материал, тем лучше этот материал запоминается и дольше сохраняется в его памяти,
- если с запоминаемым материалом связать определенные эмоциональные переживания, то такой материал запомнится человеком лучше, чем тот, который не связан с эмоциональными переживаниями,
- информация, связанная с незавершенными делами и до конца не решенными задачами, сохраняется в памяти человека лучше, чем информация, относящаяся к завершенным делам и решенным задачам.
- он доказал, что память человека тесным образом связана с многими другими его познавательными процессами.
- он создал первую в истории психологии теорию памяти,
- он разработал методы опытного (экспериментального) изучения памяти, открыл и описал многие ее законы, в частности закон забывания,
- особенности самого запоминаемого или припоминаемого материала, обстановка, в которой он запоминается или припоминается,
- недостатки в приемах и методах запоминания или сохранения материала, неблагоприятное физическое или психологическое состояние человека, отсутствие интереса к запоминаемому или припоминаемому материалу.
- помехи, которые создаются человеку в процессе запоминания или припоминания материала, вытеснение из сознания человека запоминаемого или припоминаемого материала, неустойчивое внимание, невысокий уровень общего интеллектуального развития,
- произвольная – это память, в которой события запоминаются, сохраняются и припоминаются случайно; непроизвольная – избирательная память, в которой события запоминаются, сохраняются и припоминаются целенаправленно.
- произвольная – память, в процессах которой участвует воля человека; непроизвольная – память, работающая без участия воли,
- произвольная – это память, которая работает сама по себе, и которой человек управлять не может; непроизвольная – память, подчиняющаяся определенным законам, и ею человек, согласно этим законам, может управлять.
- логика выделяет и формулирует правила рассуждений, а психология определением и формулировкой этих правил не занимается,
- логика, как наука, изучает только абстрактное мышление; а психология исследует различные виды конкретного мышления,
- логика изучает особенности и законы, характерные только для словесно-логического мышления; психология исследует все виды мышления, а также его связи с различными психическими свойствами людей.
- общий, специальный, абстрактный, конкретный, вебральный, эмоциональный, социальный, практический, психометрический и другие,
- простой, сложный, развитый, неразвитый, зависимый, независимый и другие,
- узкий, широкий, классический, современный, индивидуальный, национальный и другие.
- примитивная, эмоциональная, рациональная, логическая,
- двигательная, образная, слуховая, волевая.
- сенсомоторная, дооперациональная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций,
- З. Фрейд, Г. Оллпорт, Г. Келли, А. Маслоу, К. Рождерс, Э. Фромм.
- К. Левин, У. Джемс, В. Вундт, Э. Титченер, Т. Рибо,
- М. Вертгеймер, В. Келер, Д. Гилфорд, Г. Ю. Айзенк, Ж. Пиаже,
- сознательное, бессознательное, интуитивное, последовательное, правильное, неправильное.
- математическое, лингвистическое, логическое, физическое, техническое, художественно-творческое и многие другие, связанные с разными видами деятельности,
- теоретическое, практическое, творческое, нетворческое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное,
- получение человеком разнообразных стимулов со стороны окружающих людей, которые позволяют ему успешно развиваться,
- наличие у человека хороших задатков к развитию способностей или самих, уже достаточно развитых способностей.
- наличие у человека хороших жизненных условий для развития тех или иных способностей,
- постепенное освоение детьми новых способов решения различных задач.
- процесс превращения внешних, практических действий во внутренние, умственные действия,
- процесс формирования понятий,
- творческое – мышление, в процессе которого открывается (создается) что-либо новое; нетворческое – мышление, в результате которого ничего нового не открывается (не создается),
- творческое – это мышление, свойственное ученым, инженерам и представителям художественных профессий; нетворческое – это мышление, присущее людям других профессий,
- творческое – это мышление, в ходе которого сознательно ставит перед собой цель создания (изобретения, открытия) чего-либо нового; нетворческое – такое мышление, при котором подобного рода цели человек перед собой не ставит.
- интеллект детей преимущественно надо развивать на примерах решения задач, демонстрируемых взрослыми людьми.
- в интеллектуальном развитии детей преимущество должно быть отдано практическому мышлению,
- в интеллектуальном развитии детей на первом месте должно находиться формирования теоретического мышления,
- Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Я. А. Пономарев.
- А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник,
- А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, В. С. Мерлин, Е. Н. Соколов,
- при таком подходе в центре внимания ученых находятся только положительные с ценностной и нравственной стороны формы поведения людей.
- он исходит из того, как понимается и объясняется поведение людей в гуманитарных науках,
- он касается только высших форм поведения людей и объясняет его на сознательной и разумной основе,
- награды, которые человек может получить, если добьется успехов,
- ценность поставленной цели, вероятность ее достижения в сложившейся ситуации, силы и время, которые необходимо затратить на ее достижения, оценка возможных положительных и отрицательных следствий достижения данной цели,
- размышления и выводы, которые человек делает, когда решает вопрос, стоит или не стоит ему в чем-либо стремиться добиваться успехов.
- подходы, основанные на психологических теориях личности,
- подходы, в основе которых лежат естественные (биологические) науки.
- подходы, базирующиеся на гуманитарных науках, прежде всего, медицине и педагогике,
- это поведение, связанное с проявлением интереса к людям; две его тенденции – наличие или отсутствие такого интереса.
- это поведение, связанное с проявлением эмоциональных отношений к людям; две его главные тенденции – симпатия и антипатия,
- это поведение, связанное с человеческими отношениями; две его основные тенденции – стремление к людям и избегание людей,
- частыми неудачи в прошлом, неверием в свои силы и возможности, неспособностью других людей, за которыми наблюдает данный человек, справляться со своими проблемами.
- нежеланием людей решать проблемы, которые у них имеются,
- недостаточной развитостью у человека умений и навыков, необходимых для успешного решения возникающих перед ним проблем,
- вначале ученые интересовались мотивацией поведения людей, затем – животных,
- вначале в психологии не было отдельной области научных знаний, связанных с мотивацией, затем она появилась и стала самостоятельной.
- от разделения мотивации поведения людей и животных к их объединению; от объяснений поведения людей на основе сознания к бессознательному,
- систему факторов, стимулирующих поведение человека, направленное на творение добра, оказание помощи и поддержки людям,
- совокупность факторов, стимулирующих различные формы общественного (социального) поведение человека,
- то, что управляет межличностными отношениями людей.
- различные объяснения, которые придумывают люди, пытаясь понять свое поведение или поведение других людей,
- совокупность внутренних, психологических по природе причин, которые побуждают, направляют, поддерживают и регулируют поведение,
- различные силы, способные оказывать влияние на поведение людей и животных.
- на высокой самооценке, завышенном уровне притязаний, находчивости и настойчивости,
- на силе воли, мотивации достижения успехов, умении правильно воспринимать, адекватно оценивать различные жизненные ситуации, хорошо ориентироваться в них и вовремя принимать нужные решения.
- на умении приспосабливаться к жизни, находить выход из трудных жизненных ситуаций, извлекать для себя выгоду.
- агрессивное поведение зависит от того, каковы отношения между людьми. Если они нормальные, то агрессивность между ними проявляется слабо; если ненормальные, то это ведет к усилению взаимных агрессивных тенденций,
- агрессивное поведение людей можно контролировать, предупреждать и подавлять его с помощью норм права.
- далеко не все люди, не всегда ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение можно контролировать, оно зависит от многих факторов, которыми можно управлять, в частности от обучения и воспитания,
- это - побудитель поведения, реализуемого по генетически заданной, врожденной программе.
- это – неразумная форма поведения, не управляемого волей человека,
- это - неосознаваемый побудитель поведения, реализуемого по спонтанной, неконтролируемой программе,
- в потребностях людей и животных нет ничего общего,
- у людей потребностей больше, чем у животных; они у них являются более разнообразными и удовлетворяются иначе, чем потребности животных.
- потребности людей ничем не отличаются от потребностей животных,
- в нем предлагается объяснение поведение на основе инстинктов,
- в нем поведение человека объясняется, исходя из процессов, происходящих за пределами сознания человека (в бессознательном).
- в нем дается объяснение поведению человека на базе комплекса неполноценности,
- это все, что может воздействовать на поведение людей и животных,
- это внутренний, мыслительный процесс, который предшествует принятия человеком определенного решения,
- это процесс организации и управления поведением человека со стороны причин психологического характера,