Актуальные вопросы теории и практики современной психологии
Какой из парадоксов не имеет отношения к психофизиологической проблеме?- При осознании у себя наличия речевых способностей носители языка не осознают то, каким образом им удается выбирать необходимые слова и синтаксические средства для построения речевых высказываний.
- Пространственная структура результатов сенсорно-перцептивного процесса (метрика образа) не соответствует собственной метрике органа (мозг, нервная система, орган чувств), который реализует сенсорно-перцептивный процесс.
- Физические характеристики внешних воздействий на органы чувств и характеристики физиологических процессов в органах чувств и нервной системе не имеют ничего общего с субъективными ощущениями различных модальностей.
- Регистрируемые субъектом психические процессы и их результаты формулируются только в терминах свойств объекта и не поддаются формулированию в терминах физиологических и нейрофизиологических процессов.
- Это внутренние неосознаваемые субъектом побуждения к различным типам поведения и направленности активности во внешней среде.
- Это врожденные предрасположенности организма к реализации определенных направлений жизнедеятельности и способов их реализации.
- Это внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях.
- Это «опредмеченная потребность» – предмет (воспринимаемый или представляемый), направляющий деятельность и служащий удовлетворению потребности.
- Основу личности человека, как психического образования, составляют самосознание и «Я-образ», которые обеспечивают субъекту возможность делать самостоятельный выбор и нести ответственность за собственные поступки, опираясь при этом на самооценку и общественно устанавливаемые нормы поведения. На этой основе формируется уровень притязаний личности.
- В составе функциональной структуры личности человека выделяются центральные особенности: а) индивидуальная система мотивационно-смысловых отношений к людям; а также к предметам человеческой культуры; б) индивидуальные устойчивые формы реализации межличностных отношений и связей с людьми; в) индивидуальные устойчивые формы реализации социальных отношений и связей в различных видах деятельности и общения.
- В ходе формирования и развития личности происходит ряд преобразований: Между деятельностями и действиями, реализуемыми субъектом, образуются иерархические отношения, что ведет к выделению ведущих видов деятельности. За соотношением деятельностей формируются и изменяются соотношения мотивов. Иерархия мотивов образует основу личности – сферу личностных смыслов.
- Основу личности образует совокупность межсубъектных (межличностных) и общественных отношений к людям и к миру, в которые включается и которые начинает самостоятельно реализовывать человек. Личность проявляется на основе активного установления связей и отношений с людьми в различных сферах общения и общественной деятельности.
- Наличие ключевых раздражителей (релизеров), представляющих собой свойства предметов или особенности ситуации, которые служат сигналами для осуществления определенной формы инстинктивного поведения.
- Врожденные автоматизированные последовательности двигательных актов, которые реализуются вслед за определенным раздражителем.
- Формы поведения животных, которые приобретаются на протяжении индивидуальной жизни и обеспечивают приспособление к видотипичным условиям обитания.
- Врожденная предрасположенность животных организмов к видотипичным формам реакций и организации поведения в определенных условиях.
- Высокое развитие умений ставить цель и получать намеченные результаты.
- Регуляция действия на основе означивания (фиксирования в речи): а) компонентов действия, которые сложны для выполнения; б) внешних условий, препятствующих выполнению действия.
- Осознанность ориентировочных и исполнительных компонентов действия, обеспечивающих достижение поставленной цели в определенных условиях.
- Осознание результатов и последствий действия по отношению к собственным мотивам и ценностям, а также по отношению к интересам других людей и общества.
- Действия представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации и контроля целенаправленной активности.
- В действии, на основе ориентировочных операций порождается и развивается психический образ. По мере своего формирования психический образ, в свою очередь, начинает во многом предопределять протекание подобных действий и ориентировать их в процессе реализации.
- Всякое действие и всякую цель можно рассматривать в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как имеющее личностный смысл.
- Всякое действие и всякую цель можно рассматривать в объективных предметных связях и отношениях – как имеющее объективное значение.
- Сангвинический темперамент.
- Холерический темперамент.
- Флегматический темперамент.
- Меланхолический темперамент.
- Факты образуют область описательных научных знаний: описание явлений, на основе измерения или регистрации с помощью приборов их свойств.
- В качестве научного факта признается только то, что может наблюдать каждый человек в повседневной жизни.
- Факты – это следствия, которые дедуктивным путем выводятся из теоретических гипотез.
- Научные факты собирают и фиксируют посредством тщательного наблюдения и словесного фиксирования результатов наблюдения.
- Эмоции возникают в процессе эволюции как необходимые приспособительные механизмы, способствующие адаптации животного к условиям обитания. Эмоции охватывают весь организм и осуществляют быструю интеграцию и согласование всех функций организма, с целью достижения биологически полезных результатов и удовлетворения потребностей.
- Воздействия на организм внешних стимулов вызывают органические (вегетативные), вазомоторные и нервно-мышечные изменения. Переработка в ЦНС импульсов, поступающих от внутренних органов и органов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоциональных переживаний.
- Существует ограниченный диапазон базовых врожденных эмоциональных переживаний, на основе которых в онтогенезе формируются более сложные производные эмоциональные переживания.
- После регистрации различных раздражителей рецепторами, нервные импульсы поступают в таламус, откуда одновременно направляются: а) в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции; б) в гипоталамус, который вызывает вегетативные изменения в организме.
- Совокупность фиксированных с помощью терминов (слов) признаков, которые характеризуют определенное множество объектов или явлений, с которыми человек мог непосредственно взаимодействовать в онтогенезе.
- Отношения между объектами окружающего мира и языковыми средствами, обозначающими объекты и свойства объектов.
- Фиксированные с помощью языковых средств исторически выработанные способы выполнения различных действий и деятельностей, которые не зависят от индивидуальных, субъективных предпочтений и характеризуют предметы через их отношения к другим предметам.
- Пристрастные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности, определяемые индивидуальными мотивами, которые выступают для субъекта в виде непосредственных эмоциональных переживаний.
- Оценка успешности (не успешности) деятельности и всех факторов, влияющих на достижение успеха.
- Переживание и субъективная оценка состояний организма.
- Ориентировка в субъективной значимости (личностном смысле) предметов, явлений, событий.
- Установление, выделение и фиксирование обобщенных межпредметных отношений и связей.
- На протяжении индивидуальной жизни, по мере включения в различные виды деятельностей у каждого человека на основе задатков формируется индивидуальный диапазон способностей – обобщенных умений организовывать и выполнять действия, решая определенный диапазон задач. В психологическую структуру способности включается ряд обобщенных функциональных компонентов: ориентировочные операции; операции планирования и организации действий; исполнительные операции.
- Способности формируются путям научения на основе психологических механизмов классического и оперантного обусловливания.
- Психика представляет собой процессы приобретения знаний, сохранения знаний, а также преобразования и оперирование знаниями. Каждый из процессов включает структурные компоненты: а) преимущественно определяющиеся наследственностью; б) преимущественно определяющиеся влиянием внешней среды Соответственно следует выделять три основные группы психических способностей: а) учебные способности; б) интеллектуальные способности; в) творческие (креативные) способности.
- Способность это свойства, которые характеризуют определенную психофизиологическую функциональную систему и которые определяют ее продуктивность и степень индивидуальной выраженности, устойчивости, эффективности. Функционирование такой системы во времени и есть психический процесс. Каждой способности соответствует определенная функциональная система.
- Система функций, которые обеспечивают живому организму ориентировку в окружающем мире и организацию на основе ориентировки целенаправленных форм деятельности, действий, поведения.
- Душа человека, характеризующаяся индивидуальностью и неповторимостью.
- Система механизмов в нервной системе живого организма, которые обеспечивают переработку и накопление информации, поступающей через органы чувств из внешнего мира.
- Система формирующихся отношений и связей между внешними воздействиями среды и поведением организма.
- Способности формируются по мере включения человека в процессы организации и выполнения новых действий и проявляются в различных деятельностях.
- Каждый младенец рождается с индивидуальным диапазоном способностей, которые могут быть развиты и реализованы в определенных видах человеческой деятельности.
- Способности формируются на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических особенностей организма.
- О способностях можно судить по быстроте, легкости, прочности усвоения знаний, умений, навыков.
- Поведение живого организма организуется на основе безусловных и условных рефлексов. Безусловные рефлексы носят характер врожденных автоматизированных двигательных и вегетативных реакций в ответ на определенные внешние раздражители. Условные рефлексы формируются в течение индивидуальной жизни на основе безусловных рефлексов.
- Выполняя самостоятельные активные поисковые действия, животный организм получает подкрепление и в последующем начинает воспроизводить те формы поведения, которые предшествовали подкреплению.
- Двигательные действия животных организмов реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций со стороны различных органов чувств (афферентных, рецепторных систем), следящих за выполнением движения и обеспечивающих возможность его эфферентной регуляции.
- Системный анализ естественных явлений необходимо требует выделение системообразующего фактора, который детерминирует формирование и функционирование системы. Для живых организмов такими системообразующими факторами выступает подготовка к еще не наступившим событиям – прогнозирование результатов предстоящих действий на основе опережающего отражения.
- Анализ и обобщение способов построения объяснений.
- Объяснение наблюдаемых и регистрируемых явлений и событий.
- Теоретическое обобщение фактов и явлений.
- Предсказание наблюдаемых и регистрируемых явлений и событий.
- Для понимания активности живого организма следует изучать не «функции» отдельных органов и систем организма, а их координированное взаимное содействие, направленное на получение конкретного результата. Активность живого проявляется не в ответе на прошлое событие, а в подготовке и обеспечении возможных результатов в будущем.
- Процессы формирования и реализации условных рефлексов представляет собой высшую нервную деятельность (ВНД), которая функционально обеспечивается корой головного мозга. ВНД есть результат взаимодействия двух нервных процессов – возбуждения и торможения в коре головного мозга.
- В результате самостоятельных активных поисковых действий животный организм получает подкрепление и в последующем начинает воспроизводить те формы поведения, которые предшествовали подкреплению.
- Двигательные действия животных организмов реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций со стороны различных органов чувств (афферентных, рецепторных систем), следящих за выполнением движения и обеспечивающих возможность его эфферентной регуляции.
- Это формулировка того, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.
- Это предположение исследователя о причинах, лежащих в основе изучаемого явления.
- Это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.
- Это относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта или явления, которую предполагается исследовать.
- Одна потребность может лежать в основе разных мотивов (мотивационных отношений).
- Мотивы – это сложные психологические образования, которые побуждают и направляют активность, поведение, деятельность человека.
- Существуют первичные, врожденные, витальные мотивы и вторичные приобретенные мотивы в определенных формах жизнедеятельности и предметах.
- Один мотив может обеспечивать удовлетворение разных потребностей.
- Для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых отношений и связей: а) которым подчиняется состав и структура изучаемого явления; б) которыми изучаемое явление взаимосвязано с другими явлениями; б) на основе которых изучаемое явление включается в составе более сложных явлений.
- Психическое развитие ребенка в онтогенезе зависит от конкретных исторических условий развития материальной и духовной культуры.
- Объяснение психических явлений возможно только при изучении процессов их формирования и развития: в филогенезе, в антропогенезе, в процессе исторического развития человечества, в онтогенезе.
- Все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным связям.
- Личностный смысл – избирательные индивидуальные мотивационные (и эмоциональные) отношения к общественным условиям жизни и деятельности, к людям, к объективным значениям предметов и предметным условиям. Личностный смысл не всегда осознается, но всегда представлен субъекту в форме положительных или отрицательных эмоциональных переживаний.
- Умения человека за значениями отдельных слов и предложений выделить и понять основное содержание высказываний или текстов, сформулировать обобщенную мысль, которая лежит в основе высказываний или текстов.
- Способы ориентировки субъекта в определенной предметной области, выступающие основой для организации и выполнения более или менее широкого диапазона предметно-практических и умственных действий
- Осознание человеком своего места в мире, в социальных отношениях и связях, определение основных направлений собственной жизни (основных жизненных целей и задач), обеспечивает осмысленность существования. Результаты такого осмысления собственной жизни лежат в основе формирования личностных смыслов.
- Преобразование внешней речи во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и автоматизация. Возникновение автоматизированных умственных операций, опосредствованных внутренней речью.
- Развитие умений с помощью языковых средств фиксировать ориентировочные и исполнительные компоненты различных действий и опираясь на речь планировать собственные действия.
- Формирование и развитие иерархии мотивов и мотивационных отношений к различным предметам и явлениям в окружающем мире.
- Наличие проприоцептивной чувствительности.
- Новые мотивационные отношения строятся на основе врожденно заложенных программ жизнедеятельности, которые начинают реализовываться по мере созревания головного мозга.
- Новые мотивационные отношения формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий, через овладение способами использования и производства различных предметов.
- Новые мотивационные отношения формируются в направлении: от актуализации ограниченного круга биологических потребностей к поиску и обнаружению новых объектов и предметных условий, позволяющих удовлетворять такие потребности.
- Новые мотивационные отношения формируются по мере дифференцирования способов удовлетворения врожденных потребностей.
- С целью описания результатов исследования явлений строится знаково-символическая модель.
- С использованием методов субъективного шкалирования регистрируются результаты описания явлений, которые организуются у субъекта в форме самонаблюдения и самоотчета.
- С использованием методов измерения фиксируются и регистрируются результаты предметно-практических действий субъекта, а также результаты решения стандартизованных задач, выраженные с помощью знаково-символических средств.
- Выдвигаются предположения (гипотезы) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, которые обеспечивают объяснение и предсказание явлений.
- Как правило итоговый фенотипический эффект складывается из влияний разных генов, которые взаимодействуют между собой, приводя к системным эффектам.
- В случае появления у отдельных организмов в онтогенезе полезных фенотипических признаков, они закрепляются в генотипе и передаются по наследству.
- Влияние генов может приводить к различным результатам в зависимости от химического состава цитоплазмы данной клетки и межклеточных связей.
- Только небольшое количество фенотипических признаков фиксируется одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный).
- Специализация субъектов в выполнении отдельных действий ведет к разделению труда и дифференциации новых видов человеческой деятельности.
- В процессе развития человеческой деятельности отдельные субъекты начинают специализироваться в выполнении действий планирования, организации, исполнения, контроля. В результате формируются производные виды человеческой деятельности, которые оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной.
- Исторически первична совместная практическая деятельность, где имеется общий мотив для всех участников деятельности и общие цели действий.
- На ранних этапах исторического развития люди создавали язык, благодаря чему появилась возможность планировать способы выполнения совместной деятельности и распределять между членами сообщества отдельные действия.
- Из отношений между представлениями и понятиями, которые организованы знаково-символическими средствами.
- Из отношений между «чувственной тканью», «объективными значениями» и «личностными смыслами».
- Из отношений между нейрофизиологическими процессами в мозге и сведениями об окружающем мире, которые доставляются в мозг по нервным волокнам от органов чувств.
- Из языковых единиц, которые образуют уровни организации сознания: фонемы, морфемы, лексемы, грамматические способы построения высказываний.
- Исследование отношений между психическим образом и предметной перцептивно-двигательной ориентировочно-исследовательской активностью животного организма в окружающем мире.
- Исследование отношений между образом объекта и реальным объектом. Выяснение того, насколько верно результаты непосредственно чувственного и рационального познания отражают свойства объектов.
- Исследование отношений между особенностями психики людей и предметами человеческой культуры.
- Исследование отношений между психическим образом и нейрофизиологическими процессами в мозге.
- Научные результаты фиксируется с помощью знаково-символических средств и максимально однозначно транслируется в поколениях людей.
- Научные знания постоянно верифицируются практической деятельностью, опытом, экспериментом.
- Наука это сфера человеческой деятельности, направленная: а) на получение нового знания о действительности, отвечающее критериям относительной истинности; б) на использование имеющегося знания с целью решения различных практических задач.
- Знания, полученные с помощью научных методов, обладают абсолютной истинностью и не подвергаются сомнению.
- Родители могут передавать детям те физические и психические качества, которые они развивали в себе, тренируясь и приобретая жизненный опыт.
- Для развивающегося эмбриона и плода человека исходно в качестве окружающей среды выступает организм матери (пренатальная окружающая среда). Изменения питания, секреции желез и других параметров состояния организма матери может оказать существенное и продолжительное влияние на структурно-функциональную дифференциацию и развитие тканей и органов эмбриона и плода.
- Психические функции актуализируются, формируются и развиваются по мере включения анатомических структур, а также биохимических, физиологических и мышечно-двигательных функций развивающегося организма в обеспечение процессов ориентировки в окружающей среде и организацию на их основе взаимодействий организма с окружающей средой.
- В сообществах людей присутствуют культурно-исторические (общественно-исторические) формы социального наследования. Наблюдается устойчивое формирование и транслирование психических функций из поколения в поколение без их генетической фиксации и наследования.