Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи
У детей со II уровнем развития речи фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется:- наличием множества искажений, замен и смешений
- нарушением произношения мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих
- противопоставлением лишь следующих групп: гласные - согласные, ротовые -носовые, взрывные - щелевые
- нарушением произношения аффрикат, звонких и глухих
- нарушения зрения
- нарушения счета
- дисграфия
- дислексия
- от полугода до 2 лет
- от 0,5 до 1,5 лет
- от полутора до 3 лет
- от 2 до 5 лет
- диффузным характером произношения звуков
- фонематической неопределенностью
- нестойким фонетическим оформлением
- множеством искажений, замен и смешений
- сформированность семантических полей
- недостаточная сформированность фонетико-фонематической стороны
- сходство в объемах активного и пассивного словаря
- ограниченность словарного запаса
- выраженном дифференцировании нормального и зеркального написания букв
- не различии букв, наложенных друг на друга
- трудностях в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке
- трудностях в назывании и сравнении букв, сходных графически
- нестабильное использование звуков в различных формах речи
- амена звуков более простыми по артикуляции
- искаженное произнесение одного или нескольких звуков
- замена целой группы звуков
- у дошкольников с ОНР из числа прилагательных исключаются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимающие признаки предметов
- у дошкольников с ОНР относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений
- у дошкольников с ОНР не возникает существенных искажений в глагольном словаре
- у дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных
- дети, развитие невербального интеллекта которых соответствует нижней границе нормы
- дети, развитие невербального интеллекта которых соответствует норме
- дети, развитие невербального интеллекта которых несколько отличается от нормы
- дети, развитие невербального интеллекта которых существенно ниже нормы
- нечеткое различение на слух фонем в собственной речи
- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза
- затруднение при анализе звукового состава речи
- относительно четкое различение на слух фонем в чужой речи
- принцип активности
- принцип развития
- принцип дискретности
- принципа деятельности
- «не слышит» отдельных звуков в слове
- не различает отношения между звуковыми элементами
- неспособен выделить из звуковых элементов состав слова
- испытывает затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков, при этом остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно
- игнорирование чередования гласных
- устранение беглости гласных
- унификация места ударного слога
- наращение или изменение суффиксов
- восприятии чужой речи
- различении понятий "слева" и "справа"
- визуальном восприятии окружающего мира
- ориентировке в собственном теле
- нарушения пальцевого стереогноза
- нарушения орального стереогноза
- снижение темпа активности в процессе работы
- неустойчивость внимания
- смешениее слов по родовым отношениям
- замены на основе сходства по признаку функционального назначения
- замены на основе общности ситуации
- замены названий действий названиями предметов
- различение слов, близких по звуковому составу
- различение силы, высоты и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова
- развитие у детей слухового внимания и памяти, дети учатся узнавать и различать неречевые звуки
- различение фонем родного языка
- слова другой части речи, семантически близкие
- слова той же части речи, семантически близкие антониму
- слова, семантически близкие антониму, но не антонимичные и другой части речи
- слова-стимулы с отрицанием "не"
- снижена слуховая память
- сохранна возможность смыслового, логического запоминания
- объем зрительной памяти не отличается от нормы
- нарушена возможность смыслового, логического запоминания
- тотальное недоразвитие речи
- частичное недоразвитие речи
- фонематическое недоразвитие речи
- общее недоразвитие речи
- анализирует правильно не нарушенный звуковой состав слова и слоговую структуру
- не различает отношения между звуковыми элементами
- недостаточно различает и испытвает затруднения в анализе только нарушенных в произношении звуков
- неспособен выделить из звуковых элементов состав слова
- замена целой группы звуков
- искаженное произнесение одного или нескольких звуков
- замена звуков более простыми по артикуляции
- нестабильное использование звуков в различных формах речи
- неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных и местоимений
- неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных
- неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени
- неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний прилагательных