Инновационные технологии и проектная деятельность в образовании
Доктор психологических наук Михаил Николаевич Арцев предлагает ряд практических шагов-приемов, помогающих самостоятельно выбрать тему исследования. Какие именно?- Руководство принципом повторения
- Уточнение гипотез
- Аналитический обзор достижений
- Поисковый способ
- моделирование
- системный подход
- дедукция
- анализ
- практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов
- целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся
- отсутствие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, иначе метод не реализуем
- наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы
- Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
- Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума
- Развивающее обучение преднамеренно не учитывает и не использует закономерности развития, так как это не повзоляет приспосабливать обучение к уровню и особенностям индивидуума
- Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
- ценность личностной замкнутости
- ценность творческого подхода
- деятельностный характер исследования
- ценность истины
- абстрактность
- обобщенность
- временный характер
- индивидуальность
- сбор данных
- процессуальная ориентация
- учебные исследования
- постановка и проверка гипотез
- Проблемно-иллюзорные
- Теоретические
- Экспериментальные
- Фантастические
- Теоретическое знание отражает сущность процессов и явлений
- Теоретическое знание в большей мере связано с философским знанием и идеями
- Теоретическое знание отражает индивиудальные особенности процессов и явлений
- Теоретическое знание в большей мере, чем эмпирическое, связано с практикой
- Уточнение гипотез
- Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов
- Аналитический обзор достижений
- Руководство принципом повторения
- исследовательский проект
- сложно-структурированный проект
- информационный проект
- практико-ориентированный проект
- построение гипотезы и формулирование принципов исследования
- выбор теории научного познания
- анализ результатов исследования
- применение теории для объяснения исследуемой области
- индуктивно-дедуктивный подход
- верного варианта нет
- моделирование
- структурно-системный подход;
- эксперимент
- софизм
- аргументация
- моделирование
- расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств
- разница между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным
- реальная, имеющаяся в наличии, существующая ситуация
- желаемая, предполагаемая, идеальная ситуация
- фактор
- метод
- стимул
- результат
- Проблемно-реферативные
- Информационно-реферативные
- Натуралистические и описательные
- Экспериментальные
- цель исследования
- объект исследования
- метод исследования
- субъект исследования
- интерес
- актуальность
- спорность
- реализуемость
- разница между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным
- это реальная, имеющаяся в наличии, существующая ситуация
- это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств
- это желаемая, предполагаемая, идеальная ситуация
- каковы главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают, формируются и развиваются в этом возрастном периоде
- каковы взаимосвязи деятельности данного периода с другими видами деятельности
- какова ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований
- каковы содержание и способы осуществления деятельности данного периода (например, осуществляется она стихийно или целенаправленно)
- анализ понятийно-терминологической системы; аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы;
- построение гипотезы;
- анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности;
- построение мысленного эксперимента;
- Поисковый способ
- Руководство принципом повторения
- Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов
- Уточнение гипотез
- темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
- темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов
- темы, предполагающие изложение наблюдений и экспериментов третьих лиц
- темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях
- произвольное управление поведением
- учебная деятельность и ее субъект
- абстрактно-теоретическое мышление
- профессиональная ориентация
- индукция
- дедукция
- синтез
- анализ
- Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности
- Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка
- Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности
- Ребенок является полноценным объектом учебной деятельности
- интерес третьих лиц
- интерес руководителя
- конкретность
- формулировка темы